Больше историй

12 ноября 2020 г. 07:40

2K

«Школьный гештальт».

Ох уж эта книжка!..

Та самая, из школьной программы. Сколько лет я хотела ее прочитать, но всякий раз убегала от нее, боясь?.. Чего? Что она мне не понравится? Что я захочу «разбить» ее об стенку из-за обманутых ожиданий?

Странная у нас была школьная программа, иначе и не скажешь. В школу-то я пошла в 2002 г. Помню, учили меня замечательные учителя – сначала «классная» Элла Павловна, после – учительница русского и литературы Елена Петровна. Казалось бы, что могло пойти не так?..

Я вот не знаю, кто составлял нашу программу и запихивал в учебники произведения, которые детям читать не стоит… ибо не поймут. Если «Возвращение» Платонова в 6 классе я еще могу понять, то «Шемякин суд» в том же 6 классе – это что-то за гранью, как по мне. Но хуже всего дела обстояли с «Маленьким принцем». Это совершеннейшая странность, которой нет объяснения.

Познакомили меня с «Маленьким принцем» в 4 классе. В учебнике был маленький фрагмент – тот, в котором главный герой рисует Маленькому принцу барашка. Это было забавно. Составители учебника даже потрудились вставить рисунки несчастного героя. Помню, они были особенно хороши. Не скажу, что в мои 10 лет книжка меня заинтересовала, но я запомнила эпизод с нарисованной животинкой (а как это можно не запомнить?)

«–Нарисуй барашка.
И я нарисовал. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
– Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал. Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
– Ты же сам видишь, – сказал он, – это не барашек. Это большой баран. У него рога...
Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:
– Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение... и нацарапал ящик. И сказал малышу:
– Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется».

Затем я перешла в 5 класс. «Классная» моя осталась в начальной школе, за меня взялась Елена Петровна. На одном из ее уроков я заглянула в учебник – и с изумлением обнаружила в нем «Маленького принца». Это был все тот же фрагмент с рисованием барашка. На всякий случай я взглянула на обложку: нет, 5 класс, я не ошиблась. Снова мы читали первую главу «Маленького принца» и рассматривали рисунки летчика. Рассказывали нам об Экзюпери как в первый раз.

Прошел еще один год, я пошла в 6 класс. И на очередном уроке литературы я открыла учебник – и нашла в нем «Маленького принца», и опять летчик рисовал барашка! При этом учебники были из одной серии, я прекрасно помню их обложки, они были выполнены в едином дизайне. Как, вот как составители серии умудрились трижды сунуть детям один и тот же фрагмент? Мне в 12 лет уже хотелось узнать, что там дальше было с этим летчиком и Маленьким принцем. К счастью, наша учительница теперь не обратила внимания на Экзюпери, мы благополучно перескочили через него и стали читать рассказ о землянике и пряничном коне (кто помнит, кто его написал и как он называется, скажите мне, пожалуйста).
картинка ShiDa
Не скажу, что меня очень мучило незнание финала «Маленького принца», но, прочитав его в 20 лет, я испытала… «читательское облегчение». Фух, я узнала, я поняла, за что все так хвалят эту повесть! Счастье наступило! К слову, любителям этой истории советую послушать ее в исполнении великолепной Алисы Фрейндлих.

В первый «полный» раз я страшно плакала, и сейчас, мне кажется, с легкостью разревусь от диалога с Лисом, от расставания с Розой, от финала маленького героя. Для меня это – литературный аналог «Хатико». Я просто не могу не плакать. Но это светлые слезы. Чувствуешь, что так освобождаешь душу.

Ничего схожего по силе воздействия я в литературе не встречала.

Комментарии


Рассказ о котором ты пишешь, вроде похож на Астафьева - конь с розовой гривой.
Но там не про пони.

Что касается Экзюпери... как приятно всегда читать о том, как читателей трогает этот рассказ.
До слёз, да... того же Андрея Платонова есть дивная предыстория маленького Принца - По небу полуночи.
Тоже, до слёз.


Рассказ о котором ты пишешь, вроде похож на Астафьева - конь с розовой гривой.

Правильно, теперь я вспомнила. Спасибо, Саш. ;)))


Все-таки хорошо закончилась история - Маленький принц в результате понравился:) А могло быть совсем иначе) Я, например, ко многим авторам боюсь подойти - а все из-за школьной программы.


Очень хорошо понимаю. Все хочу взяться за "Что делать?", но ужасно боюсь этого романа. Он тоже был в школьной программе, но я его благополучно пропустила.