Больше историй

20 сентября 2016 г. 11:47

335

Те же и...

"Неподведенные итоги" Эльдара Рязанова я читал дважды, причем в двух разных изданиях - 1985 и 1996 годов. Это в данном случае принципиальный момент.

Потому что в первом, еще советском, издании была вклейка с фотографиями трех актеров в костюмах и гриме - они пробовались на роль Сирано де Бержерака. Там были два известных артиста (кажется, Андрей Миронов и Сергей Юрский, но на 100% не уверен, что именно они) и, что меня в 80-х годах очень удивило, поэт Евгений Евтушенко (а вот это уже 100%).

А в более позднем издании тоже была такая вклейка. Только вот актеров на ней было уже четверо - все названные выше плюс Владимир Высоцкий.

Вот это, помню, меня потрясло. Советские чинуши настолько боялись Высоцкого даже после его смерти, что даже его фотографию в образе Сирано из книги выбросили...

Хотел для этой истории дать ссылку на запись "Кинопанорамы" Рязанова с участием Высоцкого - кажется, запись 1976-го года, но оригинальную версию не нашел. Поэтому пусть будет вот эта.

sddefault.jpg
01:39:16

Комментарии


Чтобы сузить разброс - в издании 1991 года, подписанном в печать в феврале, все четыре фотографии: Юрский, Ефремов, Евтушенко и Высоцкий.
А почему вас удивили пробы Евтушенко, ведь Рязанов подробно рассказал всю историю с его несостоявшимися съемками


А, значит, там был Ефремов, а не Миронов. Спасибо за уточнение!
Об издании 1991-го года я не знал. Но в любом случае - это был уже последний год не только горбачевской перестройки, но и самого существования СССР, цензура тогда была минимальной.
Издание 1985-го года я читал еще школьником, в 1988-м или в 1989-м году. Мне тогда было 14-15 лет, и я еще просто не знал о том, что Евтушенко сыграл в разные годы несколько киноролей и снял "Детский сад", хотя сам этот фильм к тому времени уже посмотрел. Как-то не ассоциировался он у меня с кинематографом, я его воспринимал тогда исключительно как поэта.
Ну, и еще есть эффект просмотра фотографий - иной раз, беря в руки книгу со вкладками, сначала просматриваешь фотографии на вкладках, а уже потом начинаешь читать. Собственно, так и случилось - я сначала увидел фотографию Евтушенко и был немало удивлен самим тем фактом, что он еще и актер, и только потом прочел книгу :)


Коротко о его творчестве: "начиная с "Карнавальной ночи", и далее, через "Гараж" и так далее, через "Иронию" к "Старым клячам" - всюду одно и то же - презрительное высмеивание действительности, передергивание и выпячивание животного в человеке. Как раз в том человеке, который впервые за всю историю человечества максимально отдалился от животного состояния именно в советском обществе! И нельзя назвать его фильмы сатирой или критикой действительности. По большей части это фига в кармане - как тюфяк Женя Лукашин, как мерзость фильма "Гараж" - "У верблюда два горба потому что жизнь - борьба". Кстати, я уверен, что эта фразочка и есть центровая фраза фильма "Гараж".
И еще там есть подлянка "Я за этот гараж Родину продал!" - и окружающие типа отшатнулась. Потом выясняется, что это герой говорит, типа про домик в деревне (чувствуете, как издевается фильм над понятием "Родина"?). И тут же все его обнимают и присаживаются поближе - ну одноклеточные граждане, понимаешь! И далее, и далее - это не сатира и не юмор - это подлое издевательство над советским и русским человеком.

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!" - говорит подпоенный (ловкачи-комсомольцы подпоили, как это здорово - подлость, над которой ржут.)
Кому интересен Большой Космос и жизнь на Марсе, если тут Карнавал! (Кстати, как это пересекается с работами М.Бахтина по смеховой культуре и разрушению вертикальных смысловых систем - тот еще вопрос)."


Простите, я не готов комментировать это сколько-нибудь всерьез. У нас с вами, по-видимому, слишком разные взгляды и на Рязанова, и на советское общество.