Больше историй

28 ноября 2015 г. 16:01

118

О сокровищах. Подлинных и мнимых.

- Мы что, слишком рано?
- Нет, так и будем смотреть вчетвером вон с той парочкой.
- Ты что, это же "Макбет"!
- Поэтому зал останется пустым, не замахивается народ на Вильяма нашего Шекспира.
- Но Майкл Фассбендер и Марийон Котийяр...
- Что с того, вот если бы очередное "Такси" или "Люди Х"

Он начинается (права оказалась я, зрителей не добавилось). И совершенное, потрясающей силы мгновенное погружение. Ключевое слово для этого фильма - "аутентичность". Ты как-будто попадаешь прямиком в место и время описываемых событий. Не в шекспировский "Макбет", время действия которого не возьмусь определить с точностью до десятилетия, но именно туда - в средневековье, в предысторию. В жестокую, нищую, мрачную Шотландию. С болотами и вересковыми пустошами. Где знатный вельможа, живет в продуваемом сквозь щели ветрами строении, чуть лучше большого сарая. Где знаком танского отличия - расшитая перевязь (уж не рунический ли узор по краю?)

А корона - несколько трапециевидных пластин, скрепленных между собой. Помните из рассказов о Шерлоке Холмсе в детстве "Обряд дома Месгрейвов"? Сокровище, за которое плачено человеческими жертвами и в котором ожидаешь найти драгоценности из пещеры Али-Бабы, оказывается несколькими погнутыми серебряными пластинами и скрепляющим их медным обручем, род Месгрейвов хранил королевскую корону, а была она именно такой.

Это после крестовые походы обогатят Европу разграблением Востока, дадут ей представление о роскоши, стиле и утонченности. Пока домотканая холстина, крашеная в черный цвет для мужской и повседневной одежды и выбеленная в знак королевского отличия; тростниковые циновки на полу, да королевский замок, мрачной твердыней возвышается над болотами. Заунывная тягучая музыка, нет-нет, она дивно хороша в контексте фильма, но не советовала бы слушать подобное в нашей с вами повседневности,такая попытка вгонит в депрессию с неотвратимостью патентованного медвежьего капкана.

Нет. фильм нехорош. Он даст представление о том, как жили в старину, но не даст о Шекспире, не в обиду создателям. Единственная потрясающая находка - ведьмы. Не старухи - женщины детородного возраста, с ними девочка и младенец, Спокойные отстраненные лица ритуально шрамированы и насечки на подбородках-переносицах вместо того, чтобы уродовать, придают носительницам странную нездешнюю красоту. Они не ад, природа, спокойно безразличная к человеку. С той оговоркой, что нейтральное имеет свойство склоняться в сторону зла вернее, чем в сторону добра. То, что могло активно противостоять тьме, изгнано или ушло само с принятием христианства. Осталось, выжило и укрепилось то, что легко принимает ее окраску.

- Мне понравилось.
- А мне нет.
- Почему? Именно так они и жили (дочь, в отличие от меня, любит историю).
- Потому что совсем иначе представляла себе все это, когда читала Шекспира девчонкой. Там должны быть замки и некоторая мрачная куртуазность.
- Ну о чем ты говоришь, какие замки, навоображала себе бог знает чего по невежеству.
- Ну хорошо, хорошо, пусть не замки. Но Шекспир, он, понимаешь - он невероятно динамичен, у него бурлят внутренние страсти даже за внешней незыблемостью, а сумасшедшие его обаятельны и обладают внутренним магнетизмом. И ты должен ненавидеть леди, а вместо этого жалеешь ее в финале. Потому Шекспир и велик.

Сокровище, обретенное Макбетом и его леди оказалось ненужным хламом, лишь в качестве аутентичного раритета представляющим интерес. Мое приобретение с просмотром фильма примерно того же свойства. Но пусть уж будет. Пока прогревается машина, читаю ей монолог Гамлета, что в памяти с девичества. Подлинное сокровище.