Цикл "Свенельд", может считаться предысторией к циклу "Княгиня Ольга".
Из послесловия к роману "Свенельд. Зов валькирий"
Все твердые факты, что мы имеем насчет мери – это раскопки погребений и немного поселений. Следы материальной культуры мери говорят о вполне обычном образе жизни: домашнее ремесло, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Земледелие еще не играло главенствующей роли и делило ее с охотой на пушного зверя, составлявшей значительную долю их экономики. Заметного общественного и имущественного расслоения, судя по погребениям, не было, также отсутствуют признаки профессиональной воинской прослойки: нет щитов, шлемов, деталей защитного снаряжения. Граф Уваров отмечает, что «в 7729 курганах нашли всего только три меча» (и то не целиком). Аналоги этим мечам он сам находит в Скандинавии и считает их привозными (вероятно, справедливо). В Сарском городище, которое представляло собой и военный, и торговый центр Мерянской земли, найден один рейнский меч, шлем, часть кольчуги, рукоять плети всадника. Но для региона эти находки уникальны, а к тому же могли принадлежать кому-то из варягов, появившихся там еще во второй половине VIII века.
У самих мерян широко распространены были топоры, стрелы и копья, то есть вещи, которыми можно пользоваться и на охоте, и на войне в случае сбора ополчения. Но из перечня инвентаря погребения и описания жилищной ямы живого образа народа не воссоздашь, поэтому, кроме археологических находок, пришлось привлекать обширный этнографический материал близкородственного мере народа – марийцев и даже немного мордвы.
И тем не менее, меря в те века жила вовсе не в «медвежьем углу» (хоть и имела преинтересный культ медведя). Здесь мы касаемся второй важнейшей темы романа – Волжского торгового пути, еще называемого Серебряным путем. Известно, что путь с Балтийского моря на Волгу, на Каспийское море и на арабский Восток начал работать раньше, чем путь из варяг в греки (через Днепр на Черное море и в Византию). Путь, по которому арабские серебряные дирхемы миллионами поступали на север Европы, существовал уже в VIII веке, а движение мехов с Камы на северо-запад началось, вероятно, и еще раньше. Таким образом, меря, живущая в верховьях Волги, могла довольно рано соприкоснуться с путями этого товарообмена. Уже в начале IX века в Мерянской земле зарывались огромные (на тысячи монет) клады арабского серебра. А это значит, что кто-то забирал здесь массы ценных мехов, вез их на Восток продавать за серебро и это серебро привозил назад. То есть система ловли пушного зверя и сбыта мехов была хорошо налажена за полвека до гипотетического Рюрика...