КАТАРЫ и АЛЬБИГОЙЦЫ — 36 книг

Коллективная подборка книг
КАТАРЫ и АЛЬБИГОЙЦЫ

Катарская ересь возникла в Лангедоке в XI веке и в следующем веке быстро распространилась по всему региону. Катаризм оценивается большинством исследователей как самый серьезный противник римско-католической церкви до начала реформации, во многом повлиявшей на религиозные процессы 14-16 веков.
Катары исповедовали дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло. Схожие взгляды исповедовали на Балканах и Среднем Востоке средневековые религиозные секты павликиан и богумилов; катары были тесно с ним связаны.
Определенные противоречия с догматами христианства привели к тому, что католическая церковь объявила вероучения катаров ересью, а противодействие катаризму было долгое время главной политикой римских пап. Не смотря на многолетнюю борьбу католической церкви против катаров, этому вероучению сочувствовали и многие католики.
К катарам одна за другой примыкали целые провинции, а юго-восток Франции в то время был одним из наиболее плотно заселенных и богатых регионов Европы. Учение катаров было популярно как среди простолюдинов, так и в среде феодалов и богатых горожан.
Взошедший на папский престол в 1198 году Иннокентий III призвал к крестовому походу против еретиков, пообещав земли отлученной от церкви знати любому, кто сумеет их захватить. Именно с альбигойским крестовым походом связана печально известная фраза аббата Арно Амори, одного из руководителей крестоносцев: «Режьте всех, Господь узнает своих». (Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eus.)

картинка tatianadik

51 10 комментариев 45удалить из избранного

Комментарии

Обалдеть! Не ожидал увидеть такую подборку)) Очень уж специфическая. Не все знают альбигойцев.

+1 27.05.12

Да я в общем тоже не так давно начала знакомство :).

0 27.05.12

Спасибо за подборку!

+1 12.08.12

Правда, про "неоманихейство" в описании зря написали: связь катаризма с манихейством - не более чем распространённое заблуждение.

Вот что пишет по этому поводу Анн Бренон, современный французский историк и автор "Нераскаявшейся", в одной из своих статей:

В Средние Века, начиная с XI столетия, в разгар выявления еретиков, это древнее обвинение было снова поднято на щит, причем до такой степени, что по выражению Маделин Скопелло, стало «квинтэссенцией всех ересей». И ученые каноники, сожженные в Орлеане в 1022 году, и аквитанские крестьяне, высмеивающие таинства, о которых упоминает хронист Адемар из Шабанне в 1018 году, без разбору называются «манихейцами», так же, как и колдунами. Точно так же, но уже в XII веке, с античными манихейцами пытаются идентифицировать и катаров.
Начиная с эпохи Тысячелетия, когда в латинском христианстве набирает силу идеология «великой битвы», которая окончательно побеждает во время грегорианской реформы, превращаясь в дух крестовых походов, и католическая ортодоксия составляет список своих врагов. Среди них, вместе с неверными сарацинами, фигурируют и слуги Дьявола, еретики. Интересно, что термин «манихейцы» по отношению к еретикам появляется именно в XI столетии, когда, согласно Жоржу Дюби, весь христианский мир был «полностью и спонтанно манихейским». Идеология борьбы тоже установила свою власть всерьез и надолго (вместе с рождением «общества преследования», что прекрасно осветил для нас Роберт Мур) и рисовала этот мир в качестве военного лагеря, обороняемого силами Добра, представленными клюнийскими монахами, в особенности, орденом Сито, и осаждаемого легионами Зла, с перспективой священной войны. Но театром этих военных действий было также сердце человека, разрываемое между склонностью к греху и обороной добродетели, с перспективой вечного проклятия или же вечного спасения. Исторический контекст определения дьявола, предводителя легионов Зла и князя Преисподней, в культуре и менталитете христианства, совпадает с антиеретической борьбой.
В это время, собственно, и появляется вновь термин «манихейство», запущенный с легкой руки клириков, монахов и хронистов. Это слово возникает в ряду других оскорбительных определений, данных еретикам, с целью выдать их на посрамление народу и на суд властей. Поскольку им приписывали функции слуг Дьявола, то обряжали в одежды колдунов и инкриминировали им всяческие мерзости (инцест, ночные оргии и т. д.). Еще во второй половине XII века, на Рейне, их обвиняли в поклонении дьяволу под видом огромного белого кота с крыльями - отсюда происхождение и популярность слова катары, от немецкого слова Ketzer, то есть поклоняющийся коту.
Но эти демонизированные еретики на самом деле были общинами религиозных диссидентов. Одни такие движения появлялись вследствие стремления к образцам апостольской жизни и критики новых веяний в Римской Церкви; другие были, наоборот, движимы стремлением к реформаторству, как, например, Лионские Бедняки или Вальденсы, которых исключительно непримиримая позиция папства подтолкнула вначале к расколу, а потом к ереси. Среди всех этих разнообразных движений и даваемых им кличек понемногу выделяется очень характерное течение - то самое, которое теперь принято называть ересью катаров. Их изобличали так же, как античных манихейцев, но следует сказать, что они действительно были дуалистами.
Ортодоксальное христианство повело хорошую игру, выставляя катаров как манихейцев, придававших дьяволу и принципу зла чрезвычайно важную космогоническую функцию, так что он начинал у них играть роль равносильного Богу начала. Для средневековых еретиков дьявол действительно был князем мира сего, его управителем и творцом «вещей видимых и преходящих». Однако в отличие от манихейского дуализма, дуализм, исповедуемый катарскими проповедниками, абсолютно вписывается в христианскую культуру. Как прекрасно продемонстрировал Жан Дювернуа, этот дуализм был следствием прочтения и размышления над Святым Писанием, «коренился в схоластическом анализе». Культивируя старинную иоанническую тему «Царствия Божья не от мира сего», этот анализ привел к отрицанию ответственности за Зло - смерть, тленность, страдания, насилие - провозглашенного Христом Бога любви.


Перевод статьи полностью - в ЖЖ переводчика: http://credentes.livejournal.com/6066.html#cutid1

С уважением.

+2 12.08.12

Спасибо. А про "неоманихейство" я не сама придумала, это из просторов интернета (ссылку утеряла, к сожалению). Мне казалось, что это Вики, но за последние полгода статья о катарах в Вики претерпела солидные изменения, и там да, пишется о новых исследованиях в этой области. И вообще, эта тема как -то "всплывает" на поверхность сейчас, два года назад я по ней вообще ничего найти не могла, кроме Магра :). Анн Бретон нашла уже в сообществе, когда подборку делала. Если попадутся интересные книги - пишите ссылки, с удовольствием добавлю :).

0 13.08.12

Спасибо, добавила :)))

0 10.02.14

Борислав Печников
- Рыцари церкви', Кто они

0 02.01.21

Юлия Андреева - Последний рыцарь Тулузы

Яцек Комуда - Имя Зверя. Ересиарх. История жизни Франсуа Вийона, или Деяния поэта и убийцы

Роберт Бьювэл, Грэм Хэнкок - Власть Талисмана

0 03.02.23