Больше рецензий

Yuna-Rin

Эксперт

Every Book is an Awfully Big Adventure

11 июля 2018 г. 18:16

158

5

Теракт 11 сентября разделил жизнь многих американцев на до и после. Семья шестнадцатилетней Джесси не исключение – в башнях-близнецах погиб её старший брат, Трэвис. И с тех пор всё пошло наперекосяк: мама постоянно грустит, отец ненавидит весь мир, а разговоры о Трэвисе под запретом. Джесси тогда была слишком маленькой и толком не помнит брата, поэтому ей сложно принимать участие во всеобщем трауре.
Это – временная линия 2016 года.

А есть ещё линия, события которой происходят в 2001 году. Алие, как и Джесси, шестнадцать лет, и она мусульманка. Рисует комиксы о супергероине в хиджабе и мечтает стать такой же смелой. Втайне от всех она приходит утром 11 сентября к отцу во Всемирный торговый центр, но оказывается запертой в лифте горящего здания вместе с каким-то парнем. И им вдвоём предстоит выбираться оттуда.

Главы от лица Джесси и Алии чередуются друг с другом. Алия пытается выжить, а Джесси ищет ответы на вопросы: кто виноват в том, что случилось с её семьёй? И что ей теперь делать? Сначала она выбирает самый очевидный ответ, и вот на недавно открытом Исламском Центре Мира красуется граффити «Убирайтесь, терористы!». Но когда ей назначают исправительные работы в том самом центре, она начинает понимать, что не всё так просто. И решает разобраться, что же случилось с её семьей тогда, пятнадцать лет назад, кем же был Трэвис.

Героини постепенно меняются. Алия понимает, что супергеройский костюм или хиджаб, в сущности, ничего не дают: сила и вера приходит изнутри. Джесс же приходит к выводу, что ненависть – это просто страх, что «мы ненавидит людей, чтобы почувствовать себя лучше, чтобы не бояться всё время». И пытается склеить то, что разбилось в её семье 15 лет назад.

Главным героем «All We Have Left», на мой взгляд, можно назвать ещё и Трэвиса. Того самого брата Джесси. Если вначале он был просто именем, которое нельзя упоминать, «мифической фигурой, исчезнувшей в дыме и пламене», то по мере повествования имя обретает и плоть. К нему привязываешься, и хотя его смерть заявлена даже в аннотации, от этого не легче.

Иногда книги, посвященные каким-то значимым событиям из истории другой страны, читать сложно: нужны определенные знания, чтобы полностью прочувствовать происходящее. Мне, в силу возраста, 11 сентября 2001 года не запомнилось никак. Да и став старше, я не особо этим интересовалась. Ну да, пассажирские самолеты врезались в башни, башни упали, погибло много людей. Было что-то такое. Джесси 9/11 коснулось напрямую, но и для неё это далёкие события. Поэтому автор, как я думаю, в расчете на читателей таких же, как и Джесси, ненавязчиво рассказывает, что случилось, как чувствовали себя очевидцы катастрофы, и задаёт устами Джесси интересный вопрос:

Но что насчёт тех из нас, кто не может вспомнить этот день? Я видела кадры, наблюдала, как большие, неуклюжие самолеты врезались в башни, словно в каком-то низкобюджетном боевике. Что хуже? Знать, что раньше всё было по-другому, или никогда не знать более невинного дня, чем этот?

Главный же вопрос, который поднимается в книге: что нам остается делать, когда беда уже случилась? Когда ты живешь с грузом вины, хотя от тебя тогда ничего не зависело? Ответ на него, в сущности, такой очевидный, хотя дойти до него сразу бывает трудно.

…когда случается что-то страшное, всё, что нам остаётся, это выбор. Ты можешь заполнить эту ужасную пустоту внутри себя гневом, или ты можешь заполнить её любовью к тем, кто остаётся рядом с тобой, надеждой на будущее.