Больше рецензий

AnaRayne

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июня 2018 г. 19:00

341

4.5

Тёплые сказки Астрид Линдгрен я люблю до сих пор - они не стареют, их можно читать и в десять лет, и в двадцать, и в шестьдесят. Много любви, добра, света в них... а ещё - одиночества, боли и потерь, неправильных взрослых, которые не любят ребёнка, не заботятся о нём, бросают его. Печальные книги, волшебные книги - о мальчике Мио, попавшем в страну Дальнюю, чтобы сразиться с тёмным рыцарем Като; о братьях Львиное Сердце, вставших против зла плечом к плечу, и даже смерть не разлучит их; о Бирке и Ронье, детях, любящих друг друга так, как и взрослым порой не под силу. А ещё, конечно, Карлсон, который живёт на крыше, и лохматая непоседа Пеппи - с ними я знакома чуть меньше, помню чуть хуже, но всё-таки по-своему люблю.
Кто же написал эти истории, столько раз гревшие и утешавшие меня? Кто такая Астрид Линдгрен, чем она жила, о чём думала, почему писала так?
Йенс Андерсен не излагает сухих фактов: родилась там-то, вышла замуж за того-то... любой факт из биографии Линдгрен у него превращается в увлекательную историю, в приключение, в сказку. С яркими фотографиями, выдержками из писем, отрывками рукописей - и по кусочкам, как мозаика, собираешь полотно целой жизни, которая была полна любви, упрямства, вдохновения, желания менять мир. Особенно то, что касается женщин, их прав и свободы. А прежде всего, конечно, детей, подходов к воспитанию, детской литературы, культуры, досуга, отношений в семье, обучения в школе. Астрид Линдгрен своих детей любила беззаветно, но и в целом детская судьба очень её волновала. Дети - тоже люди, только маленькие, их нельзя подавлять взрослым "авторитетом". Дети должны расти, читать хорошие книги, развиваться свободно и гармонично, не погибая под гнётом бесконечных взрослых правил, рамок, границ. Дети должны быть счастливы, а не брошены, забыты или загнаны в угол.
Образ ребёнка - одинокого ребёнка - пронизывает почти все книги Линдгрен. Одинокие дети, такие, как Буссе из "Мио, мой Мио!", бегут от страшной и жестокой реальности в свою фантазию - и вот уже не тёмная улица вокруг мальчика, а страна Дальняя, где лучший друг Юм-Юм и лошадка Мирамис с золотой гривой, вот уже любимый старший брат не умер, а удит рыбу в Нангияле, и столько светлых дней, волшебных приключений впереди. Мне слишком горько и страшно смотреть на книги Линдгрен именно под таким углом - фантазия, иллюзии, побег из реальности в мир снов и сказок... Для меня Мио действительно живёт в стране Дальней со своим отцом, а Сухарик и Юнатан снова встретились в Нангилиме и навсегда остались вместе.
Жизнь Астрид Линдгрен была под стать ей - слегка безумная, яркая, совсем не по правилам прожитая жизнь. Эта женщина не слушала никого и выбирала сама: родила ребёнка не в браке, боролась за права женщин, едва сводила концы с концами, чтобы прокормить детей, любила крепко и верно, писала статьи, потрясавшие общественное мнение, общалась письмами с девочкой-поклонницей на протяжении многих лет, жертвовала огромные суммы на благотворительность, вела блокноты с хроникой жизни своей семьи и своего творчества... Астрид была и женой, и матерью, и политиком, и журналистом, и бунтарём, и писателем. Астрид обладала потрясающей силой воли и железными принципами, она умела жить и любить жизнь во всех её проявлениях, даже печальных и горьких.
И в эту жизнь окунаешься с головой, читаешь как ещё одну удивительную сказку, только эта сказка - правда; читаешь и чувствуешь, как тебя наполняет желанием ловить мгновение, делать особенным каждый день, искать счастье внутри - ведь оно, счастье, именно там, мы сами делаем себя счастливыми. И можем излить это счастье в мир вокруг, как делала Астрид Линдгрен в своих замечательных книгах.