1 июня 2018 г. 16:26

6K

2.5 Злые утки или искусство читать пробелы.

Знакомство с Вербером я начинала с Танатонавтов. Автор показался мне веселым, начитанным, а потому приятным в общении. Но, как подсказывает биография мсье, эта книга не пользовалась спросом и расположением критиков. И тогда, полагаю, он решил кардинально изменить тон и отказаться от юмора. Успех Империи ангелов подтвердил смену курса и Вербер уверенно двинулся покорять литературный Олимп. Оставив у подножия все шутки, чтобы не мешали.

В Дыхании богов от юмора Танатонавтов не осталось даже тени. Теперь автор предельно серьезен, а потому безбожно пафосен. При этом, я вполне допускаю, что в тексте присутствует ирония. Так превосходно завуалированная между строк, что ее абсолютно не видно. Поэтому пришлось развлекать себя самостоятельно, чтобы найти в себе силы дочитать до конца. Например, строя догадки об истоках тех или иных авторских решений. Так, я предположила, что Вербер рос рядом с фермой, где выращивали уток-мутантов, скрещенных с пираньями. Отсюда и растут ноги у сравнения

Кентавры похожи на уток, плывущих по кровавому озеру.

Чудесный образ, не правда ли? Вербер явно знает об утках что-то, чего не знаю я. Или о кентаврах.

Сменив тон повествования, автор оставил лаконичный стиль. Короткие фразы хорошо подходили к книге, задача которой - развлекать, но в Дыхании о развлечениях уже нет и речи. Из-за этого стиль выглядит излишне простым. Еще Вербер продолжает раздавать советы направо и налево.

Говори о том, что знаешь,

Показывай, а не объясняй,

Подсказывай, а не показывай

Надо ли говорить, что сам он своим советам не следует?

Не осталось ничего и от фантастики. Декорации древнегреческой мифологии, используемые для построения сюжета, упрямо настраивают на фэнтезийный лад. Подотчетные персонажам народы только усиливают эффект. Какая научная фантастика, когда на сцене разыгрывают пьесы на тему истории Земли многочисленные люди-крысы, люди-овцы, люди-орлы, люди-петухи и прочая фауна. Кстати, сама необходимость практически дословного пересказа истории выглядит весьма сомнительной. Занимая при этом треть романа. Разве что Вербер планировал пристроить книгу в школы в качестве учебника. Все происходящее на Земле - 18 вполне можно использовать для проверки базового уровня знаний по Древней истории. Личности уровня Цезаря считываются на раз. С Ганнибалом посложнее, но тоже узнаваемо. Так что Дыхание богов - очень многофункциональная книга.

Помимо прочего, роман отлично развивает любознательность. Постоянно в голове роятся вопросы. "Почему своими жертвами для Дыхания богов Вербер выбрал именно обитателей Олимпа? Зачем переделал все по-своему, было же хорошо? Почему выбрал в главные герои нытика и неудачника?" Его Мишель так агитирует за союз между народами и за гуманизм, что хочется тут же выбрать так критикуемый им исторический цинизм. Только бы держаться подальше от этого ходячего недоразумения, который только и может, что путаться у всех под ногами и пить из-за того, что цивилизация шумеров канула в лету. А то ведь до рукоприкладства дойти может. Он даже не наивен, он преступно глуп и от его добрых побуждений вреда больше, чем от прагматизма Рауля. Образ Мишеля Верберу явно удался - ни разу не захотелось оспорить тот факт, что многие из тех, кому "посчастливилось" иметь дело с самым мирным учеником школы богов, потом желают его убить и люто ненавидят. Этот паинька кого угодно из себя выведет. Просто мастер переводить стрелки и находить крайнего. А еще у него личная непереносимость Дарвина. Вот кто оказывается во всем виноват. Не придумай Дарвин эволюцию, не провозгласи, что выживает сильнейший, было бы не земле счастье. Выживали бы все подряд, жили в любви и согласии, муравьев не давили и соглашались иметь только по одному ребенку - идеальный мир по Верберу.

Поучая и просвещая, роман не чурается и пугать читателя. Стоит только представить сердце на ножках, бегающее за главным героем и выпрашивающее поцелуй, как становится понятно, что Дыхание богов - это треш почище Клайв Баркер - Восставший из ада . Вот что читать надо, если хочешь как следует испугаться. Тут Гермафродит с сачком легко пугает своей неканоничностью. От мифов у этого персонажа только имя. Его внешность больше подошла бы евнуху, отвечающему за гарем шаха или для фильма "Бойцовский клуб". А Афродита-истеричка? Зачем Вербер отдал своим личным кошмарам имя прекрасной и могущественной богини любви? Попутно, изваляв ее образ в грязи. А Прометей, заявляющий

Вы, французы, всегда были полным ничтожеством, разве не так?
Понятно, что это "дешевая провокация", но все равно остается неприятный осадок. Тем более, что как обвинять собственную нацию, так сразу - с чувством и подробностям. А как хвалить, так
Я подумаю об этом в другой раз.

Где гармония и баланс? Где справедливость и непредвзятость? После рецензируемого романа трудно будет читать мифы Древней Греции без содрогания. Боги Олимпа - не идеальны и некоторые их поступки действительно дают повод считать их убийцами, насильниками и психопатами. Но разве за это почитали их эллины? Достаточно взять любую историю, созданную в Древней Греции, чтобы убедиться, что люди своих богов в первую очередь почитали. Считали их своими покровителями, учителями, защитниками. Часто боялись их гнева, но никогда не презирали. А Вербер взял и сосредоточил внимание только на негативе. Да, у нас свобода слова и он имеет право на свою точку зрения. Но что это за художник, которому для самовыражения необходимо унизить других?

Не только Мишель - любитель обвинять других в собственных промахах. Сам автор виртуозно переводит стрелки. "Это не я - писатель без воображения, это у меня персонажи такие. Сам не знаю как так вышло. Я их богами сделал, а они только и умеют, что земную историю копировать. Я их критикую-критикую, а они меня не слушают. А все потому, что они - с Земли-1, там все люди - полные нули, ничтожества и вообще клинические идиоты. Ну совсем не виноват я." А сам шепчет Мишелю: "Повторяй за мной

Я – бог! Пусть маленький, но все-таки бог...Я должен покончить с восхищением, которое вызывает у меня Афродита, заменив его восхищением самим собой. Я должен полюбить себя. Я должен поверить себе.

У Вербера явно получилось поставить на первое место восхищение собой. Получится и у Мишеля.

Хочу отдельно отметить наличие в романе восхитительной сцены классической погони. Только представьте - Мишель удирает от старших богов на Пегасе, не изучив, где у крылатого коня педали газа и тормоза, не разобравшись в управлении. За ним мчится Гермес, трепеща крылышками на сандалиях. Замыкает шествие Афродита

Она правит розовой колесницей, в которую впряжены сотни горлиц. Впереди на специальном сиденье Купидон, держа в одной руке лук, а в другой – стрелу. Сотни крылышек хлопают в воздухе.

Эта компания напомнила мне нетленное "А за ним комарики На воздушном шарике.
А за ними раки На хромой собаке." Та же схема!

Вот такая удивительная книга. Я бы даже сказала - редкостная. А сам Вербер - очень предусмотрительный автор. Подстраховался на все случаи жизни! Вот и цитата в доказательство

Он послал книгу издателям с припиской: «Я написал книгу, но главное в ней то, что осталось ненаписанным».
Я повторяю эти слова про себя, чтобы лучше понять.
– Он хотел сказать, что нужно читать между строк. Истинное сокровище таилось в пробелах между буквами.

Как говорится - получите, распишитесь. Дыхание богов - книга книг. Она - истина в последней инстанции. В ней ответы на все вопросы. А если вы их не нашли, сами виноваты - читать пробелы не умеете. Браво, Вербер!

Нет, ну правда - феноменальная книга. Столько в ней всякого-разного. И мифы, и история, и книги других авторов - "Остров доктора Моро" Вербер и сам вспоминает, не стесняясь параллелей. Даже Звездным войнам нашлось место. Но самым показательным оказывается сопоставление с "библией хиппи" Роберт Хайнлайн - Чужак в стране чужой В обеих книгах исследуется тезис "Я есть бог", а имя главного героя является вариантом имени архангела Михаила. Но! Если Хайнлайн в своем романе поднял человека до уровня бога, то Вербер сделал с точностью наоборот - опустил бога до уровня человека. Исходные составляющие одни, а какая разница в результате.

картинка Delfa777

Вика SantelliBungeys я знаю, мысленно ты была со мною) и я рада такой поддержке.
передай от меня привет пингвину-убийце))

Комментарии

О, Боги Вербера!
Я в полном восторге)) это же надо , какой писатель прогрессирующий! У тебя не было мысли, что он 18 раз переписывал изначальный вариант, добавляя шок-деталей - кентавров, уточек...?
Гладиаторские качества прочувствовала в себе? Дочитать такое...
А привет передачи , конечно, надо же как-то умилостивить моего мутанта;))

+1 01.06.18

Думаю, этот шедевр у него с первого раза получился. Он просто взял, и излил свою душу на бумагу. Такую, какая есть, без прикрас и дополнений.

Ты знаешь, прочувствовала))

+1 01.06.18

Какая душа, какие редкие качества у человека)) как повезло его окружению, а уж о б издателя вообще молчу!
А кто эти загадочные люди- дельфины? Сразу вспомнила :"И спасибо за рыбку!"

+1 01.06.18

Как думаешь, чьи родственники "беднее" - его или Дэновы?)

Помнишь же Мишеля и Рауля из Танатонавтов? Они теперь - ученики в школе богов. Им выделили каждому по народу, практиковаться. У народов есть тотемное животное. У народа, который курирует Мишель тотемом является дельфин. У Рауля люди-орлы.

+1 01.06.18

Думаю , что родня Вербера сильнее страдает, за это говорят два факта:
- у Вербера только короткометражка снята, а у Дэна сериал с пролонгирован;
- если он зачитывает им перед отправкой в издательство, однозначно Дэн лучше стилистически.
Кто ж забудет этих двух)) у них ещё и тотемизм??

+1 01.06.18

У них там ВСЁ , через что прошло человечество в своем развитии. А что не уместилось в эту книгу, видимо будет в следующей. Его же пробило аж на два божественных романа. Это был самый страшный момент в книге - когда я поняла, что это еще не все и Мишель полезет дальше по карьерной лестнице.

+1 01.06.18

А был то такой безинициативный в первой книге), вот что частичная божественность с людьми делает!
Дальше с Мишелем будешь личностным ростом заниматься?

+1 01.06.18

он таким и остался. повезло в очередной раз. чтобы добраться до Зевса - финального боса этого романа - надо было отгадать загадку. Составляли ее с таким расчетом, чтобы никто не мог пройти. Ну не предусмотрел верховный бог, что Мишель готов признать, что он полное ничтожество ничто. так что...каким ты был, таким ты и остался
ни за что)) разве что Муравьев. ты вроде хвалила)

+1 01.06.18

Зевс в маскарадном костюме Сфинкса? Оригинально))
Плюнь ты на Муравьев) боюсь это все эффект "первой книги")
У меня то резкая бошевская голубизна поперла ;)) ну не мог Дэн обойти эту тему!

+1 01.06.18

Ты что? Где Вербер и где оригинальность? Сфинкс был отдельно по дороге в замок Зевса, как и положено.
ладно, отложу в самый дальний угол.
картинка Delfa777

+1 01.06.18

Шустрый такой сфинкс, судя по всему)
Теперь то в особо государственных масштабах и с фоточками ;(

+1 01.06.18
и Вербер уверенно двинулся покорять литературный Олимп.

а ты продолжаешь уверенно штурмовать его труды)

+1 01.06.18

надо было проследить за развитием болезни) во имя торжества науки.

+1 01.06.18

ну я так понимаю, что пациент скорее мертв, чем жив ? в данном случае ?

+1 01.06.18

с этой книгой все запутанно - все персонажи по факту дохлые, а ведут себя как живые и классические признаки мертвенности не подходят.
так что, я даже не знаю, как правильно ответить на твой вопрос) наверное все относительно

+1 01.06.18

будешь продолжать препарировать творчество Вербера ?)

+1 01.06.18

а ты предупреждала...и не один раз

+1 01.06.18

ну разве жеж кто-то слушает чужие советы..?)

+1 02.06.18

и не говори...пока сам не вступишь...

+1 02.06.18

только если ты предложишь совместное чтение)

+1 01.06.18

на это я пойти не смогу)

+1 02.06.18

даже после моей рецензии? я так старалась, расписывала - и уточек, и погоню, и Цезаря, а ты мне - категоричный отказ. могла бы зайти издалека, пообещать подумать)

+1 02.06.18

Обложки у книг какие то психоделические))

+1 15.06.18

Да там и содержание мозговыносящее)

+1 15.06.18