Больше рецензий

13 апреля 2018 г. 14:00

5K

3.5 Лоскутное одеяло воспоминаний.

Верить персонажу или не верить? Жертва или манипулятор? Самые популярные вопросы романа Маргарет Этвуд. Причем отнести их можно не только к Грейс, а практически к каждому действующему лицу прочитанной книги. Все носят маски, не только "прославленная убивица". На публику они одни, наедине с собой - совсем другие. Лицемерие и притворство - как основной инстинкт, необходимый для выживания в неспокойном мире девятнадцатого века. И не только. Чем цивилизованнее становится общество, тем более искусной игры требует она от человека. Между Грейс и теми, кто ее в романе осуждает, обсуждает, поддерживает, разница не так уж велика. Хорошенькой служанке просто повезло меньше остальных. Или больше. Смотря как оценивать результаты произошедшего. Способа избавиться от образ жизни, который ей не нравился, законным путем она не видела. Вот и нашла выход. Или выход нашел ее. В результате ирландку кормят, поят, крыша над головой. А то, что бьют, оскорбляют, заставляют работать, так не сильно от того, что было раньше отличается. Хуже уж точно не стало. Прав и свободы не особо убавилось. Вот такая у иммигрантов в Канаде веселая жизнь была.

Автор подает свою главную героиню под разными соусами, на любой вкус. Мне показалось, что Грейс слишком умна, чтобы быть невинной жертвой. Может и не злодейка-искусительница, но уж точно не запуганная простушка. Даже с учетом того, что у нее были годы на размышления и оттачивание собственных умственных способностей, не верится, что ею можно было манипулировать даже в шестнадцать лет. Нужно иметь, что развивать изначально. Она уже ребенком неплохо понимала как устроена реальная жизнь, непохожая на описания оной в романах. Обладала волей и самообладанием, достаточными для того, чтобы не сойти с ума от житейских невзгод. И конфликт с последними хозяевами скорее всего был. В том варианте событий, как их реконструирует Этвуд. Грейс хотела быть другом Нэнси и быть с ней на равных, но не получила ни того ни другого. Помимо этого, ей не нравилось работать на бывшую прислугу. Шансов халтурить меньше. Чувства несправедливости больше. А ангелочком Грейс точно не была. Я ни разу не увидела в ней подлинной доброты и сострадания. Только прагматизм, присущий человеку много повидавшему и пережившему. Грейс винит и убитую Нэнси, и бывшую подругу Мэри в том, что они позволили себя погубить. К тому же, в сходных обстоятельствах Грейс могла повторить судьбу Нэнси. Это максимум для того, кто желает подняться из низов. Зато слава "убивицы" помогла ей сменить статус. Придумала ли она план сама или друг подсказал. Тот самый, которого она упорно защищала. Или вселенная реализовала мечту Грейс с присущим ей цинизмом и черным юмором. Не важно. Обманутые ожидания Грейс могли завести ее куда угодно. Она легко и часто меняла места работы, если ей становилось недостаточно удобно. Подслушивала, дерзила, осуждала. Ей было свойственно если не презрение к людям, то уж точно насмешка, пренебрежение и взгляд свысока. Ни сумасшедшей, ни наивной жертвой она точно не была, что вовсе не доказывает ее вины.

И не опровергает. То, что все вокруг лгут, не означает, что она говорит правду. Восемь лет оттачивания версии не прошли даром. Чтение газет, разговоры с адвокатом и покровителями, подслушанные споры в доме, где она работала во время заключения - все это не выбрасывалось памятью, а использовалось для окончательной версии произошедшего в день убийства. Как лоскутки для одеяла. Она грамотно защищается в беседах с доктором. Грейс импровизирует и запутывает, разбивая чужие версии и оставляя свою на потом. Понимая, что это самое слабое место ее защиты. С таким лучше знакомить, уже завоевав доверие. То что она рассказывает о своей жизни - это придуманный ею самой миф. Ведь у Грейс годы, чтобы все обдумать, придумать, поверить самой, если надо. Забыть все тревожащее и неудобное, подсветить все выгодно для нее, подчеркивает ее достоинства и добродетели. Была масса случаев опробовать с посетителями разные версии. Выбрать лучшую. Возникает ощущение, что ей не нужна свобода. Ей нравится играть. Убийство, в независимости от ее причастности, выделило Грейс Маркс из ряда обыкновенных служанок, которых в стране тьма тьмущая. Теперь ее знают, о ней говорят. Возможно, ей это льстит. Быть может, она специально дает факты так, чтобы не рассеивать до конца подозрения в собственной виновности. Подобно Шахрезаде, она оттягивает день, когда придется поставить точку и прекратить повествование.

Каждый момент, которым Грейс делится со слушателем, может быть истолкован по-разному, смотря как его вшить в общее полотно истории. Например, в последней встрече с Джеремайей есть история про несостоявшееся замужество и незащищенность. Предчувствие беды. Такой разворот лоскута для врача. Для себя же и для читателя, там же есть идея сменить имя, постулат о привлекательности неизвестного, месмеризм. И так во всем. У любой истории Грейс две стороны, а может и больше. Лоскутки воспоминаний, которые складываются в разный узор по воле составителя. С долей правды и океаном недосказанности, допускающей вольность трактовки. Все рассказчики в романе ненадежные. Один рассказал историю убийства так. Другой понял по своему и рассказал по другому. Додумал для красного словца. Изменил детали, которые не вписывались в его трактовку и так далее. Типичный "сломанный телефон".

А жизнь, между тем, диктует свои правила тому ,что происходит вокруг пока доктор и пациент беседуют. Вмешивается и влияет на их взаимодействие. На то, как история рассказывается. На то, как она воспринимается. И, подчас, наблюдать за взаимодействием доктора и Грейс гораздо интереснее, чем разбираться в том, виновна ли осужденная. Следить за тем, как она перебирает лоскутки своих воспоминаний, решая которые она пустит в ход. Чтобы получить нужный узор. При это желая остаться не увиденной. Остаться за пределами освещенного круга, который сорвет с нее покров тайны, придающий ей такую привлекательность и исключительность. Настоящая Грейс не хочет быть узнанной. И ей это удается. При содействии Маргарет Этвуд, в очередной раз продемонстрировавшей свое писательское мастерство и спартанский стиль.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игры Вокруг света. Канада.

Комментарии


Тоже хочу взяться за этот роман. Я так понимаю, что ГГ - особа неприятная?


Она разная)


Но ты ведь ее раскусила?;)


Не уверена. У меня возникло ощущение, что даже у автора, после тщательного изучения всех материалов, не появилось однозначного ответа на вопросы из начала рецензии. И роман это отражает. Присутствуют сразу все версии, которые рассматривала Этвуд. И поэтому, читая, трудно придти к однозначному выводу.


Что-то подобное я испытала, читая Мою кузину Рейчел... Мне от такой неоднозначности было немного не комфортно, какой-то неприятный осадок остался...


У меня неоднозначность чаще всего в плюс идет) После Грейс , если и остался осадок, то исключительно от того как пишет Этвуд. Для меня ее книги читать - как ежика гладить)


;) А у меня наоборот - люблю как она пишет, мне Слепой убийца ужасно понравился, а еще Пенелопиада. Вот Рассказ служанки немного не пошел, но в целом хорошая оценка)


У меня почти тот же список, только Грейс вместо Пенелопиады, которая скорее всего будет следующей прочитанной у Этвуд книгой. Только не как не настроюсь правильно. На Убийце к финалу вроде удалось поймать волну и перестать испытывать дискомфорт. Но, к сожалению, эффект оказался временным и на следующую книгу не перешел)
Еще в планах Орикс. А там может еще что добавлю. Тетка то она талантливая, хоть и суровая)


Пенелопиада - язвительная; вообще не похоже на Этвуд, как по мне) Очень легко читается, местами я даже в слух посмеивалась)
Орикс тоже в планах, ну и Грейс, конечно.
А Служанка тебе как? Фильм видела?


На мой взгляд, Этвуд во всех книгах язвительная) Видимо В Пенелопиаде она переходит все границы))
Служанку и читала и видела. (Как и Грейс.) Сериал понравился, книга не очень. Служанка была первой книгой и пока могу сказать, что она мне понравилась меньше всего)


А я Служанку не смотрела еще, у меня всегда книга вперед) И да, у меня она пока тоже на последнем месте. Тема не моя совсем)


после твоих рецезий, приходится сверяться с твоей же оценкой:)


это лишнее) рецензию пишет голова, а оценку выставляет сердце и у них очень разные критерии))


вот теперь все встало на свои места:))


а прочитать, чтобы разобраться с оценкой, возникло?)


ты не в восторге, не мой жанр, и пугающий объем к тому же, воздержусь:)


не любишь читать про безумие? Или ты про исторический роман? или про феминизм? или про все сразу?)


наверное я про исторический роман :)) а вот про безумие, нравится... я почти попалась на твои уловки :)))


Можно и отложить до тех времен, когда полюбишь исторические романы)


главное "когда" а не "если", хитрая какая:)) не, слишком большая. я уже представила свои мучения от бесконечности повествования :)


ладно, будем искать подходящую книгу дальше)


Я у тебя уже минимум три книги утащила, всё никак не добраться теперь :))


не пришло еще их время


А сердцу что-то не угодило?)


Суровый авторский стиль. Не получается у меня читать Этвуд с удовольствием.


В этой книге она вроде бы просто улерживается от оценок... но не могу судить, мне ее стиль нравится.


Да, воздерживается и тем не менее, читается она у меня не ровно - то интересные куски, а то настолько скучные, что хотелось бросить. Никак мы общий язык с ней не найдем.


Понятно, жаль(( Я у нее не встречала еще скучных кусков, может, только в Пенелопиаде.


Оценка не радует, зато цветочки красивые))
Значит Этвуд уже позади...а я все грызу свою мелодрамму .


а тебя почему не радует?

да, я доплыла и теперь берусь за Благие знамения) Кроули уже заждался. А потом Бальзак!


Из чувства солидарности))) опять же все о Пенелопиаде мечтаю...
Буду ускоряться, пока сиропом не склеило;)


Доберемся и до Пенелопы) Она есть уже в следящей?)


Нет!!! Что есть возмутительно)


Опять Брейн отвлекся


Весна, Гаечка..... Но я уже поставила на вид)))


Да, весной распускаются не только почки)


Угу)) кураторы подборов тоже;))
*а у меня на сиреньке уже листочки*


южане)) на нашей только маленькие почки.


Ага))) и каштаны уже листочки показывают)


То, что все вокруг лгут, не означает, что она говорит правду.

все, значит - все) так?)


)) я не имела в виду совсем всех. Только про тех, кто писал о судебном процессе над Грейс в газетах; кто навещал ее потом и писал об этих встречах заметки, книги и т.д. Те современники, по чьим словам можно попытаться восстановить картину преступления.


ааа ну я почти угадала) я тоже про всех из книги))


если рассматривать проблему глобально, наверно, можно сказать что лгут абсолютно все) в разной мере . хотя бы раз в жизни соврал , думаю, каждый.


если утаивание инфы приравнять ко вранью - то да!)


сознательное утаивание можно и приравнять)


гггг)


Неожиданно :) но я все равно буду добираться до книги :)


Озадачила оценкой)
Очень хочу эту книгу прочитать,давно на нее засматриваюсь.


Не смотри на мою оценку) Если хочешь читать, читай!


Обязательно)))пока есть желание "Надо брать!")))