Больше рецензий

polina_ts

Эксперт

Чукча не писатель, чукча - читатель.

20 марта 2018 г. 17:46

406

4

Что я знала о певцах-кастратах до прочтения этой книги? А вот что: были такие мальчики, которых кастрировали для того, чтобы у них не ломался голос, из-за чего они чудесно пели, но были склонны к обжорству и неадекватному поведению, а церковь их не одобряла, но активно использовала в службах. Нельзя сказать, что все это оказалось неправдой, но, конечно, это было слишком поверхностно.

Леонардо да Винчи говорил, что музыка — самое малозначительное из искусств, ибо, в отличие от прочных произведений архитектуры, живописи и скульптуры, музыкальный звук, сколь бы изощрен ни был, исчезает сразу по возникновении. И правда, хотя у нас имеются партитуры произведений, внушавших такой восторг прошлым поколениям, что нам сказать о голосах?

Глава за главой Патрик Барбье пытается ответить на этот вопрос, рассматривая институты, связанные с кастратами: саму кастрацию, консерватории, оперу в разных странах, развитие драматического искусства (также по странам), отношение церкви, биографии самых знаменитых кастратов и упадок явления в 19 веке.

Немало в ней и афоризмов, тщательно собранных из различных источников, к примеру:

Церковь воспрещала браки евнухов, так что за разрешением на подобный брак следовало обращаться к папе. Меж тем кастрат Кортона безумно влюбился в некую Барбаруччу и пожелал на ней жениться, а посему обратился с прошением к папе, объясняя, что кастрирован «плохо» (это была неправда), а значит, к женитьбе способен. Понтифик письмо прочитал, остался непреклонен и начертал на полях резолюцию: «Дозволяю быть кастрированным получше».


В целом книга оставила положительные впечатления своей обстоятельностью, логичностью и огромным количеством информации о малейших деталях кастрации как явления. Все же до меня помешательство на кастратах до сих пор кажется чем-то очень странным. Я много раз переслушивала записи Алессандро Морески (единственного записанного на фонограф певца-кастрата) и загадка осталась. Но то, что это помешательство дало огромное развитие вокальному искусству - бесспорно.

Еще мне понравилось сравнение в книге кастратов и нынешних звезд. Действительно, молва приписывала кастратам редкие истеричность и неадекватность, но не было ли это простым следствием известности и свалившегося на людей из бедных семей огромного богатства?