Больше рецензий

15 декабря 2017 г. 13:08

465

5 No Money No Women

Профессор истории в Университете Миннесоты Руфь Мазо Каррас, справедливо указывая на то, что отношения между полами - это во многом сексуальные отношения, в своей книге рассматривает практики и смыслы проституции в средневековой Англии. Тема не такая узкая, как кажется, ибо для средневекового человека разницы между женщиной, занимающейся коммерческой продажей секса и женщиной, спавшей со своим женихом до свадьбы, в общем-то не существовало. Зачастую судебный приговор за whoredom мог основываться исключительно на common fame, репутации.

Рамки исследования охватывают где-то двести пятьдесят лет - от эпидемии Черной Смерти (когда возможности трудоустройства для женщин сильно улучшились благодаря уменьшению рабочей силы) до конца шестнадцатого века (когда по всей Европе ужесточились нормы морали), место действия - Англия, зачастую Лондон и его окрестности (хотя и не только). Кроме того, вопрос рассматривается в сравнении с континентальными образцами (там, например, были более широко распространены бордели), и встроен в широкую тему литературы о доступности женщин и церковного учения о женщинах и грехе вообще.

Каррас ловко и со знанием дела балансирует между агрессивным феминизмом и современным ревизионизмом, указывающим, что проституция была одним из немногих занятий для женщины, когда она могла контролировать свои доходы. Она рассматривает то, как закон - светский и церковный - воспринимал проституцию, проституток и бордели, как это влияло на общество и как общество влияло на этот терпимый грех. Полезно упомянуть одного из отцов церкви, Томаса из Чобхэма, считавшего, что шлюхой можно назвать только ту женщину, чей грех публичен - мол, пока она продает себя тайно, то все путем. Кроме того, Каррас изучает, какие факторы (брачные перспективы, возможности трудоустройства, экономическая ситуация) заставляли женщин принять личный выбор, а когда к проституции приводили насилие и обман - и опять-таки, как на это реагировали закон и общество.

Книга довольно убедительно доказывает, что ни церковь, ни государство, ни общество не стремились ликвидировать порок, а хотели лишь загнать его в рамки, в которых его (то есть "похотливых" женщин) и его влияние на мужчин можно было контролировать. Каррас показывает, что у проституции было множество смыслов и значений - от возможности накопить денег для замужества до шанса на независимую экономическую деятельность.

Автор старается по возможности дать высказаться самим женщинам - как проституткам, так и просто наставляющим рога благоверным, как работающим постоянно в борделях, так и подрабатывающих на дому с ведома мужа, но признает, что сделать это иногда сложно: большая часть данных происходит из судебных дел. Тем не менее Каррас старательно, хоть и с оговорками, реконструирует отношения между мужчинами и женщинами, мужской взгляд на женскую доступность, различные подходы общин к торгующим сексом женщинам и юридические затруднения, возникающие из-за недопонимания мотивов и намерений сторон.

Книга поразительно интересная (хотя и не очень легкая в чтении: в тексте встречается множество средневековых слов, которые даже автор затрудняется перевести на современный язык, указывая, что, например, значение слова whore в Средние века и сейчас сильно разнится), из нее можно узнать массу потрясающих и неожиданных событий и явлений, не то чтобы переворачивающих привычные оценки средневековья, но подающие эпоху в другом ключе: как всегда при детальном изучении, видишь совершенно другую картину, чем издалека. При этом Каррас не пишет каких-то жареных фактов - это не Повседневная жизнь средневековых шлюх, это серьезное исследование, изучающее гендерные взаимоотношения в рамках социума, написанное живым и понятным языком.

Комментарии


На тему "Завтрак у Тиффани" здешние читательницы выдвинули целую систему терминов, можно было узнать - чем отличается шлюха от откровенной шлюхи, содержанки и т.д. "Повседневная шлюха" - интересный и даже философский термин


Классификация вообще штука страшно увлекательная. )