Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2017 г. 14:37

4K

5

Книга является хорошим дополнительным материалом к классическому маркетингу, несмотря даже на то, что это уже было. Изначально подобную идею высказывали Эл Райс и Джек Траут в книге «Позиционирование. Битва за умы». В дальнейшем эта мысль появлялась практически в каждых книгах данных авторов, а их больше 10 уж точно. Далее эту же идею высказала Янгми Мун в своей книге «Уйти из толпы. Как быть успешным в мире, где толпа правит, но исключительность ведет». И по сути, это одна из самых популярных тем неакадемических учебников по маркетингу.
Ну что ж, несмотря на то, что это повторение, но повторение крайне удачное и, следовательно, я крайне рекомендую данную книгу (плюс, книга совсем небольшая по размеру, т.е. буквально на 1-2 дня).
Итак, автор книги выводит одну главную идею, а именно: отличайтесь. Ваш бизнес, ваш товар или услуга должна если не радикально, то достаточно сильно отличаться от конкурентов. Она должна выделять вас. Вам нужно выйти из толпы. А причина такого подхода: перегруженность масс-медиа и товаров/услуг как таковых. Мы сейчас живём в мире, где потребитель сталкивается не с одним типом товара (например, пиво), а с десятками, из-за чего включается механизм «тирания выбора» (данный эффект был отлично отображён в классической работе Барри Шварца «Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше"»). Поэтому когда на рынок выходит новый продукт или реклама или ещё что-то подобное, то оно просто тонет в уровне шума или в уровне разнообразия (нам стоит учесть, что люди, в массе своей, с большой неохотой переключаются на точно такие же товары конкурентов). Как итог, прошлые способы ведения бизнеса стали если не неактуальными, то существенно потеряли свою эффективность. Да, лидеры продолжают сохранять свои позиции, но на то они лидеры (правда, при революции на рынке, они так же легко рушатся, как легко разрушалась компания Nokia, которая решила проигнорировать выход iPhone). В данной книге речь скорее идёт о малом и среднем бизнесе или о крупных, но новых на рынке компаниях.
Итак, быть заметным. Что это такое? Автор по большей части настаивает на увеличение внимания и денежных средств в отношении дизайна. Согласно автору, одним из главных инструментов, благодаря которому можно заручиться поддержкой потребителей, является удачный дизайн. И не просто удачный, а великолепный, фантастический, незабываемый и даже дико ужасный дизайн.
Далее, когда мы получили необычный дизайн для нашего продукта, автор рекомендует бить не по всем потребителям, не по всей потенциальной аудитории, а главным образом по инноваторам, т.е. по тем, кто согласно классическому маркетингу первый пробует новинку, кто потом начинает говорить о ней и кто заодно, является лидером мнений. Удачно закрепившись в данной позиции, как это произошло с компанией Apple с её iPod, можно ожидать, что понравившийся товар, с большой долей вероятности, пойдёт в сторону «раннего большинства» и «позднего большинства», т.е. основной группы потребителей, которые делают товар или услугу прибыльной. В данном случаи автор ссылается на знаменитую работу Джеффри А. Мура «Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок».
И да, автор считает, что лучше потратить деньги на дизайн, чем на рекламу.
Что касается ситуации, когда речь идёт об услугах, то тут также действует правило «станьте уникальным». Как я понял, уникальным может быть не сама услуга как таковая, а например, способ донесения информации до целевой аудитории, т.е. удивительные PR-акции или необычный внешний вид (одежда, к примеру) сотрудников или необычное здание и так далее. Т.е. всё, что заставило бы людей говорить о компании и/или её продукции. Ибо чем заурядней она, чем невзрачней её деятельность и чем она «такая-же-как-все», тем сложнее ей будет пробиться через тот шум конкурентов, что её окружают. По мнению автора, только что-то необычное привлекает внимание в сегодняшнем мире. И как мне кажется, это очень точное замечание. Т.к. если нас всё устраивает в текущем товаре или услуге, то мы не стремимся найти альтернативу, а, следовательно, мы, как говорят социальные психологи, просто отсеиваем ненужную и неактуальную (хотя она может быть и актуальной, просто мы не знаем этого) информацию, она же реклама, PR-активность и продукция на полках как таковая.