Больше рецензий
14 января 2011 г. 17:32
3K
Понять, сможете ли вы читать «Маятник Фуко», достаточно просто. Откройте книгу с самого начала и прочтите первые пару страниц:
Я знал — но и всякий ощутил бы под чарами мерной пульсации — что период колебаний определен отношением квадратного корня длины нити к числу p, которое, иррациональное для подлунных умов, пред лицом божественной Рацио неукоснительно сопрягает окружности с диаметрами любых существующих кругов, как и время перемещения шара от одного полюса к противоположному представляет результат тайной соотнесенности наиболее вневременных мер: единственности точки крепления — двойственности абстрактного измерения — троичности числа p — скрытой четверичности квадратного корня — совершенства круга.
Повесть о тысячелетних скитаниях; наверное, этой дорогой шли атланты континента Му, в угрюмой, упорной решительности, из Тасмании в Гренландию, от тропика Козерога к тропику Рака, с острова Принца Эдуарда на Шпицберген. Касаниями шара утрамбовывалось в минутный рассказ все, что они творили в промежутках от одного ледового периода до другого и, скорее всего, творят в наше время, сделавшись рабами Верховников; вероятно, перелетая от Самоа на Новую Землю, этот шар нацеливается, в апогее параболы, на Агарту, центр мира. Я чувствовал, как таинственным общим Планом объединяется Авалон гипербореев с полуденной пустыней, оберегающей загадку Айерс Рок.
Если вам потребовалось более одного прочтения для того, чтобы осмыслить все сказанное — вы проиграли.
Если вы не поняли чего-то из сказанного и хотите слазить в Гугл/Википедию — вы выбыли с дистанции.
Поставьте книгу на полку и забудьте о ней.
Дальше не будет никаких пояснений, упрощений или комментариев для неискушенного читателя.
Умберто Эко, задав такой вот, с позволения сказать, бодрый старт, продолжает в том же духе, не давая ни секундной передышки.
Он полагает, что все его читатели — это люди блестящего ума, обладающие выдающимися знаниями по семиотике, теологии, истории, древним учениям и естествознанию.
Подобно тому, как авторы учебника по матанализу с первой же главы повергают читателя в пучину интегралов, дифференциалов и рядов Фурье, не утруждая себя объяснением правил умножения и возведения в степень, Эко вываливает на читателя ядерный коктейль эзотерических течений и оккультных практик тысячелетий человеческой истории, нисколько не помогая читателю освоиться и разобраться в происходящем.
Каббала и иудаизм, тамплиеры и розенкрейцеры, масоны, буддисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, шаманские и медитационные практики, даосизм, дзен, натурфилософия — в каждую из этих областей автор «закапывается с головой», выуживая на поверхность десятки и сотни имен, названий и географических точек, сплетая в единую историю сотни событий, ритуалов, хронологий и просто случайных событий.
Он почти ничего не поясняет, он просто ВНЕЗАПНО расказывает нам, что Фридрих Восьмой был внебрачным сыном второй жены внучатого племянника двоюродной бабушки Ульриха Пятого, а после этого так же ВНЕЗАПНО делает паузу и страшно пучит глаза, ожидая от читателя возгласов «как так?! Не может этого быть! Какая неожиданность!»
Мне даже неловко признаваться в том, что все эти имена для меня не значат ровным счетом ничего, и неожиданность эта меня совершенно не колышет.
Дяденька старался, писал, а тут я, понимаешь, невежда этакий, не могу с ходу вспомнить даже четырех Пардесов Каббалы, не говоря уж о Сефиротах!
С боем продираясь сквозь каждый абзац текста, наполненный символизмом, глубинным оккультным смыслом, таинственностью и просто нагромождением красивых слов, я все ждал, когда же тут, собственно, начнется само повествование.
Раз за разом я упорно ввинчивал свое сознание в гранит авторского красноречия, пытаясь за нагромождением символов и знамений рассмотреть хоть какое-нибудь движение.
Наверно, я, избалованный «ширпотребом» от мистера Дэна Брауна ждал слишком многого от книги, названной «интеллектуальным детективом» — как минимум, хотел погонь, таинственных убийств и острого нервного напряжения.
Бесполезно. Герой книги съездил в Бразилию, потом разочек смотался на дачу, да пару раз заскочил в издательство — вот и весь экшен, вот и весь сюжет. Остальные 90% текста — это лютые, неистовые рассуждения о глубинных смыслах сакральных иудейских практик. Те самые Фридрихи Двухсполовинные и Ульрихи Стоодиннадцатые, которые, по мнению автора, должны вызывать у меня хоть какой-то интерес.
Временами Эко напоминает Пелевина, у которого тоже абсолютно все персонажи, вплоть до распоследней вокзальной проститутки способны со знанием дела рассуждать о солипсизме и экзистенциализме. У Эко — то же самое: все действующие лица совершенно невзначай обладают феноменальными знаниями в области различных мистических культов и религиозных практик.
Иногда, впрочем, в книге попадается и нечто изящное и интересное — например, описание схемы работы двух издательств, игра на тщеславии графоманов-псевдоинтеллектуалов. Но эти пять страниц не стоят того, чтобы с кровью и слезами продираться к ним на протяжении предыдущих двухсот страниц, и никак не оправдывают того факта, что об иудаизме и масонах, оказывается, можно поболтать с первым встречным барменом или девушкой неотяжеленного поведения.
* * *
Я не отношусь к людям, которые во что бы то ни стало дочитывают любой бред, который взялись читать.
Я просто захлопнул книгу на середине и задвинул ее подальше, ощущая собственное ничтожество оттого, что не смог выучить наизусть всю династию Рыцарей Розы и Креста с двенадцатого века и до наших дней, учитывая всех их племянников, зятьев и внучек.
Если отбросить сарказм, то я считаю разумным и правильным, когда автор умнее и эрудированнее своего читателя — его книги приятно читать, как приятно беседовать с умным человеком.
Но «Маятник Фуко» — это совершенно особый случай. Это книга, в которой баланс «интеллект/экшен» настолько сдвинут в сторону первого, что она начинает напоминать какой-то академический труд по гуманистической философии, которая любому среднестатистическому читателю обеспечит несколько часов здорового крепкого сна.
Эко не просто «перегнул палку» в интеллектуальности своего творения — он эту палку четырежды свернул в кольцо и завязал узлом.
Ладно, пусть я дурак и быдло. Пусть я не могу оценить прелесть настоящих игр разума и довольствуюсь лишь «жиденькой кашкой» от всяких там Дэнбраунов. Но я не могу получать удовольствия от книги, каждая страница которой вызывает у меня жгучее желание забиться в Гугл минут на сорок.
Есть мнение, что Дэн Браун — это Умберто Эко «для самых маленьких». Пусть в таком случае я буду самым маленьким.
Зарядкадля ума — это прекрасно, но если в ней появляются наручники и подчинение — с ней пора заканчивать.
Без оценки, ниасилил.
Ветка комментариев
Знаете, меня даже Дэн Браун заставил в Гугл слазить. Пару-тройку раз за все книги.
Но если в Гугле вы проводите впятеро больше времени, чем над книгой — тут уже сложно получать удовольствие.
Тут уже удовольствие другого рода - от осознания собственного умственного развития. Видимо, это не всем присуще.
Художественная литература и образовательная литература - два разных направления, вам не кажется?:)
Я не вижу ничего плохого в том, чтобы образовательные книги писать не сухим научным языком, а превратить в художественный роман. Вот например Стивен Хокинг прославился тем, что сумел популярно без формул объяснить широкому кругу читателей многие принципы физики и астрономии в частности, хотя те же истины гораздо более полно описаны в различных учебниках и пособиях.
Может, пример не очень удачный. Но мне лично очень нравится, когда процесс познания ... как сказать-то ... нетривиален и разнообразен, и в какой-то мере похож на игру типа "квест" :)
Когда о сложном пишут просто - это плюс. Когда о простом - сложно, то минус.)
Мне не нравится слишком заумная литература, требующая ещё и наличие тырнета под рукой во время чтения. Ведь чтение - оно на то и отдельный процесс, чтоб наслаждаться им как самобытным искусством, а не в комплекте с чем-то иным. Это всё равно, что в кафе после подачи блюд подавали зубную пасту со щеткой - вроде бы и полезно, но в то же время совершенно лишнее.
ну это всё очень индивидуально. У меня есть блокнотик, в котором я в течении дня записываю всё подряд, а потом дома разгребаю. в том числе и что-нибудь погуглить для общего развития.
почему о простом? вроде как Эко не о совсем простом пишет.
ну короче, Эко - писатель сугубо под своего читателя: или нечеловеческого эрудита, который и так всё знал, или готового обучаться посредством его книг.
Вот почему сразу надо кидаться такими фразами?...
Я наверно не так написала, не подумавши. В интернете очень сложно передать мысль так, чтобы кто-то другой не воспринял её как наезд в свой адрес.
Я просто имела в виду, что некоторым нравится принимать книгу как интеллектуальный вызов и продираться через незнакомые термины, обложившись словарями и справочниками, прочитав на каждую строчку книги сто строк объяснения, упиваясь осознанием того, что за час чтения ты стал умнее на стопятьсот процентов; а некоторые ждут от книги просто приятного времяпровождения и отдыха. У меня мама, умная женщина, ничего кроме Донцовой не читает, - говорит, что на работе достаточно мозг устаёт, чтобы ещё осилить привезённый мною "Остров накануне" того же Эко :(
Понимаю :) Моя такая же! :) Только она не Донцову, а Кристи предпочитает. И другие детективчики английские :) Но мозг не напрягает -это точно!