Больше рецензий

19 ноября 2016 г. 01:49

1K

5 Откуда взялись сокровища

Роналд Фредерик Делдерфилд написал "Приключение Бена Ганна" как своеобразный "приквел" романа Стивенсона "Остров Сокровищ". В попытке ответить на вопросы: "Что случилось с пиратами, оставленными на острове? Удалось ли кому-нибудь найти оружие и серебряные слитки? Как получилось, что Бен Ганн нашел сокровище? Почему такой одаренный человек, как Сильвер, стал преступником? Кому принадлежал корабль, который затонул в Северной бухте и у которого "на палубе расцвел настоящий цветник"? Почему такие друзья, как Хенд и О'Брайен, схватились насмерть друг с другом? И, самое главное, как мог стать пиратом такой безобидный человек, как Бен Ганн?"
В основном ответу на последний вопрос и посвящена повесть - она рассказывает о приключениях и злоключениях Бена Ганна и его старшего товарища, хозяина и покровителя Ника Аллардайса. До тех самых пор, пока Бен не становится непосредственным участником событий, описанных Стивенсоном.
В предисловии к книге автор выражает надежду, что "она не будет воспринята как плохое подражание. Это скорее всего дополнение, притом такое, которое, сдается мне, заслужило бы одобрение Стивенсона". Звучит самонадеянно и при этом с большой любовью к Стивенсону и его роману. И ведь Делдерфилд оправдывает собственные ожидания, да и читателя (мои-то уж точно) тоже. От книги невозможно оторваться и ты действительно погружаешься в мир, созданный Стивенсоном, в мир его персонажей. При этом "Приключения Бена Ганна" являются самостоятельным, увлекательным произведением. За исключением, пожалуй, последний четырех глав - с момента появления у Острова Сокровищ шхуны "Испаньола" (то есть "нахлёста" истории Дердерфилда на историю Стивенсона. И тут автор (то ли из уважения к Стивенсону, чтобы не пересказывать его книгу и не спекулировать на его собственном тексте, то ли из-за боязни быть навязчивым, то ли из уверенности, что все его читатели буквально накануне закрыли роман Стивенсона) начинает теряться, излагать события сумбурно, усеченно, как бы боясь сказать лишнего и зайти на территорию Стивенсона. Сомневаюсь, что тот, кто не читал "Остров Сокровищ" (а также тот, кто помнит его не слишком хорошо) поймет, что произошло в финальных главах. Все-таки хотелось бы, чтобы автор до конца оставался верен себе, чтобы "Приключения Бена Ганна" при всех очевидной привязанности к бессмертному творению Стивенсона, могли читаться самостоятельно.