Больше рецензий

7 сентября 2016 г. 17:50

1K

4 Книги, секс и мёртвая принцесса

Стюарт Хоум является ярким представителем литературного постмодернизма. Для тех кто не знает, в начале был модернизм в котором воспевалось всё новое в искусстве и старое больше не котировалось. А затем настала эра постмодернизма, тоесть ещё более новое. Всё что воспевал модернизм больше не имело смысла. Разрыв произошёл и он зацепил и литературу.
Хоум пишет о времени секса, разврата и воспевании интеллекта человека в самой Британии. Его мотивы и идеи весьма противоречивы, но мы постараемся всё расставить по местам.

Сюжет романа одновременно и прост и сложен. Постараюсь всё объяснить, так как в интернете масса отзывов о том, что читатели не поняли концовку.

Повествование начинается с того, что молодая студентка Анна Нун знакомится с мужчиной Аланом. Алану в наследство досталась квартира с огромной библиотекой. Слово за слово и вот они уже в постели. Анна связана и понимает, что занимается сексом не с одним мужчиной, а с двумя. На вопрос Анны о том кто был вторым, Алан отвечает, что это его чревовещательная кукла Дадли. Эта сцена получилась очень мрачной и пугающей, но обо всём по порядку.
Роман состоит из секса, снов Анны и высказываний Алана о различных книгах того времени. Алан много критикует. Критикует практически всё. И в основном его критика отрицательная, кроме одного романа. Роман этот некоего К.Л. Каллана "69 мест, где надо побывать с мёртвой принцессой". Это такое офигительное эго Хоума. Смешал с грязью очень много авторов и их романы, а своё собственное произведение превознёс до небес, так как К.Л. Каллан настоящее имя Стюарта Хоума. Роман описан от лица Каллана, якобы принцесса Диана не погибла в аварии, а была убита. Правительство Великобритании поручило подготовить эту "чудесную" мистификацию тому самому Каллану. Но парень оказался не промах и совершил путешествие с трупом принцессы Дианы по 69 памятным местам. Именно это путешествие он и описывает в своей книге. Алан, в свою очередь, пытается доказать или опровергнуть идею того, что с трупом "на спине" можно проделать такой долгий путь.
В своё литературное паломничество Алан берет с собой Анну, а в рюкзак на спине помещает куклу Дадли. Во всех этих местах читателя будут ждать сцены секса, а порой Анна будет изображать роль трупа, потому что оба наших героя уверены, что Каллан не смог обойтись без некрофилии.
Однажды Анне надоедают эти путешествия и она решает, что должна убить Алана. В своём сне она договаривается с Дадли, что они сделают это вместе.
А потом Алан исчезает... Но Анна будет одна не долго. Вскоре она знакомится с молодым парнем Каллумом и у них также начинаются сексуальные отношения.
В финале, повествование начинается от лица Дадли. Он всё ещё чревовещательная кукла, но может самостоятельно передвигать. Жаль, что сексом ему не позаниматься, так как причиндалов у него нет. Дадли умирает, но не от своих рук.
Что можно сказать... Автор определенно был обдолбан, когда писал эту книгу. Тут есть логика и смысл, но очень своеобразная. Для начала только дурак не заметит, что Алан и Каллум - это анаграмма от фамилии автора Каллан, отсюда напрашиваются несколько вариантов развития финала. Всё это только мои предположения, так как я понятия не имею о чём думал автор. Алан и Каллум, это один человек. Это и есть К.Л.Каллан, которого Анна зачем-то разделила на две личности. Возможно, Анна уже умерла на момент их путешествия с Аланом, а он и есть тот самый убийца-некрофил и всё это не больная фантазия Анны, а больная фантазия Алана. Тоесть Анна стала следующей жертвой или же это просто подражатель одержимый идеей автора книги.
Ещё одной версией финала может быть, что, за кадром, Анна и Дадли всё-таки убили Алана. Это объясняет его исчезновение. Затем она убила Дадли, как свидетеля. Хотя женщина из финала была другой, но это Анна могла так выглядеть с точки зрения Дадли. Тогда Каллум это просто новый, ни о чём не подозревающий парень.
В общем, можно бесконечно спорить о финале. Допустим у автора есть своё мнение, не имеющее никакого отношения к финалу. Мёртвая принцесса - это метафора для литературы. Ну и тупость. Автор то-ли хочет сказать, что те книги, о которых он говорил в своём произведении привели к смерти литературы, то-ли о том, что литература должна быть реанимирована путём посмодернистких мотивов. В общем это предложение так и осталось не понятым.
Те частички романа в которых описывается мнение Алана о книгах и авторах очень скучна. Обо всём остальном читать интересно. Некоторые сцены заслуживают отдельного разбора.

Главная героиня романа Анна Нун. Молодая студентка на пути исследования собственной сексуальности встречает мужчину, который старше её на шестнадцать лет. И они с головой бросаются в круговорот секса и разврата. Это вам не "пятьдесят оттенков серого". Анна и Алан не просто занимаются сексом, их похоти нет предела и они вовлекают в их отношения не одного человека, а нескольких.
Анна влюбляется в Алана и читает всё, что читал её любовник, даже то, что он счёл отвратительной литературой. Ближе к финалу он её уже бесит. Это понятно, так как страсти наступает фиаско. Она считает, что "69 мест, где надо побывать с мёртвой принцессой" глупая книга. Всё то, что нравится Алану становится ей чуждо.
Алан - это персонаж, который живёт книгами. Он сам говорит, что как только дочитает все книги из библиотеки оставленной ему, то умрёт. У Алана потребность критиковать и исследовать самые смелые утверждения.

В романах Хоума все современные ценности не имеют смысла. Всё что написано, абсолютно нормально. Стиль заставляет поверить в реальность происходящего. Читатель погрузится даже в сны Анны и будет считать, что всё это происходит наяву. Сцены секса тоже хороши. Автор мастерски играет с сознанием читателя и легко переходит от реальности к фантасмагоричным сновидениям. Если бы не скучнейшие описания книг, многочисленные биографии авторов и их библиографии, то было бы совсем хорошо.

Атмосфера порой настолько мрачная, что позавидует Стивен Кинг. Хоум не боится экспериментировать и философствовать над темами, о которых люди не говорят. Автору удалось показать, что молодежь Великобритании не разборчива в половых связях и даже те кто до этого друг другу не нравились, в следующий момент, могут оказаться в одной постели. За атмосферу 10 баллов.

Роман Стюарта Хоума это яркая и одновременно мрачная ода сексу и литературе. Это книга о том, о чём, порой, не говорят даже близкие друг другу люди. Автор смог завуалировать своё отношение к современному обществу и литературе, среди странного сюжета с ещё более странным финалом.