Больше рецензий

6 июня 2016 г. 14:28

646

2

Знаменитое во всём мире философское сочинение, которое сильнейшим образом повлияло на русскую общественную мысль в среде последователей славянофильства. Данилевский, основав свой труд на идеях славянофилов (к которым он сам себя напрямую не относил, кстати говоря, о чём и пишет в книге), впервые масштабно и всесторонне сформулировал идею панславизма. «Россия и Европа», безусловно, оказала существенное влияние на развитие всей мировой философии. Достаточно сказать, что со всей очевидностью проглядывается влияние Данилевского на, как считается во всём мире, создателя цивилизационного подходя к истории, Тойнби, и его не менее известного современника Шпенглера. Среди русских философов наибольшее влияние «Россия и Европа» оказала на Леонтьева, Трубецкого и, по его собственным словам, Льва Гумилёва.

Вот странное дело, вроде бы целый абзац нахваливал это сочинение, а ведь оно… как бы это помягче… ну… слабое и дилетантское, да не обидятся на меня профессиональные исследователи русского философского наследия. Ну а я, дабы прикрыться от обвинений в некомпетентности, сошлюсь в своём мнении на другого известнейшего российского философа и богослова, Владимира Сергеевича Соловьёва, который «Россию и Европу», в своё время, раскритиковал. Его мнение об этой книге читайте тут.

Я же высказанные Соловьёвым тезисы повторять не стану, это не имеет смысла. На самом деле, местами эта книга довольно любопытна, хотя и вызывает практически с самого начала чувство, в котором неразделимо смешаны недоумение, смущение, негодование и недопонимание. Очень внимательно прочитав «Россию и Европу» и даже ведя конспект с массой цитат и тезисов по ходу чтения, я готовился написать довольно обширный пост отдельно именно об этой книге. Но, прочитав перед написанием этого поста ту самую критику Соловьёва, решил, что это не имеет смысла. Материала у меня на руках столько, что я сейчас на его основании могу хоть даже научную публикацию подготовить, однако я не специалист в области философии, а с моими видами занятий такая деятельность, боюсь, коррелирует мало, хотя подготовить такую научную статью было бы довольно интересно, не стану скрывать. Однако делать это в рамках блога, вероятно, и правда не очень уместно. А кратко критику основных тезисов ещё столетие назад провёл Соловьёв. Потому выскажу тут лишь некоторые собственные соображения.

Данилевский действительно отвергал понимание единого человечества как огромной цивилизации, в которую входят разные локальные цивилизации. Он утверждал, что славянство заражено «европейничаньем», которое ему совершенно чуждо и даже для него опасно, и всячески призывал любыми методами двигаться к соединению славян в единый Славянский союз с центром в Константинополе, который для этих целей нужно было бы отвоевать. Именно в этом заключалась, по Данилевскому, главная суть «Восточного вопроса» – внешнеполитической цели России как единственного независимого и сильного в тот момент славянского государства.

«Россия и Европа» блещет массой познаний автора в самых разных науках и общественных дисциплин. Многое я не могу оценить с фактической точки зрения, потому как, скажем, знатоком технических и естественных наук, мягко говоря, не являюсь. Однако в гуманитарных дисциплинах, о чём и пишет Соловьёв, у Данилевского часто то ли наблюдаются пробелы в его, в целом, довольно фундаментальных знаниях, то ли он сознательно закрывает глаза на целый ряд серьёзнейших противоречий в своей теории. Ну а если фундамент оказывается непрочным, можно ли с серьёзной научной точки зрения оценивать всё остальное построение?..

Данилевский довольно часто, помимо фактических неточностей, впадает в агрессивный субъективизм. То он называет Гуситскую реформацию в Чехии восстановлением в стране Православия, то постоянно нападает на Польшу за «отступление от верного служения идее славянства и западничанье», то раз двадцать по тексту книги утверждает, что Австрия не должна существовать, потому как в ней живут немцы, которые должны стать частью Германского союза (тогда, как вы помните, единой Германии не существовало), а славяне и венгры из Австро-Венгерской империи должны вступать в Славянский союз. Не должна существовать, по Данилевскому, и Турция, выполнившая свою историческую миссию и только паразитирующая на славянах и греках. И таких откровенных выпадов в книге очень и очень немало.

Но более интересно другое. Понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения, но всё-таки. Крайне любопытно, что сказал бы Данилевский, доживи он хотя бы года до 1920-го. Ну вот очень любопытно! А любопытно, в свою очередь, вот почему.

Предпоследняя глава его произведения (то завуалированно, то вполне открыто) призывает к прямому решению «Восточного вопроса»: вооружённому конфликту со всей Европой с целью присоединения заселённых славянами территорий, а также Константинополя, к Славянскому союзу, единственным выразителем которого на тот момент была Россия как независимая и сильная страна. Да, несколькими главами ранее Данилевский признаёт, что было бы значительно лучше, если бы Россия регулярно выступала участником во внутренних конфликтах стран Европы (причём каждый раз с разных сторон: последовательность, по его мнению, тут вовсе ни к чему, свои интересы важнее), чтобы, помогая им, постепенно получать под свой контроль славянские территории. Не включать их в свой состав, но создавать на их основе всё тот же Славянский союз. Но, не скрывает в конце «России и Европы» автор этой книги, России вполне по силам воевать и со всей Европой в целом, тем более, что её-де поддержат широкие массы славян в тех странах, с которыми она станет воевать…

А ведь, по сути, именно эти идеи в итоге и стали целью участия России в Первой мировой войне… И ведь все мы с вами знаем, чем эта бравада закончилась… Больше того, мы хорошо знаем не только отечественную историю XX века, а потому понимаем, чем заканчиваются призывы наплевать на любые интересы и на любую последовательность действий в погоне за собственным национальным идеалом, каким бы возвышенным он изначально ни казался…

Интересно было бы узнать мнение Данилевского и о современном политическом делении стран Евразии. Думаю, вы догадываетесь, какая бы у него была реакция, если бы он увидел независимые Белоруссию, Украину, Казахстан… и да, вполне здравствующие Австрию, Турцию и Польшу, особенно последнюю – полноправную часть Европейского союза…

Комментарии


Украина зависима от США, Белоруссия зависима от РФ, Казахстан пытается играть на два фронта но больше склоняется к США, Польша зависима от этого самого Европейского союза, который в свою очередь целиком зависит от мнения и решений США.