Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2015 г. 22:24

32

4

Весьма толковое издание, включающее в себя шесть пьес испанских драматургов времён Возрождения, дельную вступительную статью и краткие, но полезные комментарии. Не все эти пьесы - комедии в современном понимании, но составители сборника решили опираться на то, как называли свои творения сами драматурги (в то время в Испании "комедией" звали всё, что ставилось на подмостках). Найдётся и трагедия, и социально-политическая драма - но большая часть книги всё-таки знатно повеселит.

Почему я называю издание толковым? Во-первых, автор вступительной статьи сделал самое главное - указал место предлагаемых читателю пьес в мировой культуре. В двух словах представил политическую ситуацию того времени, особенности Ренессанса вообще и испанского - в частности, а также барокко, следующего литературного направления, представленного здесь Кальдероном. Указал особенности творчества и вклад в искусство каждого из драматургов, описал их влияние друг на друга, даже слегка затронул современную критику. Короче, осилив эту небольшую статью, укладывать в своей голове пьесы вы уже будете не на пустое место. Во-вторых, комментарии - исключительно по делу, а, например, к "Фуэнте Овехуне" комментарии мне были едва ли менее интересны, чем сама драма, так любопытен исторический анекдот, на котором Лопе де Вега построил своё произведение. Ну и сам подбор авторов и пьес мне понравился: Лопе де Вега (куда же без него?), Тирсо де Молина (да пребудет он вечно в райских сферах за несравненную "Благочестивую Марту"), де Аларкон (основоположник испанской комедии характеров), Педро Кальдерон (без него, как без де Веги, никуда).

В целом - я в восхищении, слегка подпорченном Кальдероном. Я преклоняюсь перед Возрождением, мне бесконечно нравится его настроение, его идеалы и наивная вера, я вижу его как яркую вспышку счастья в истории человечества. Да, жизнерадостное творчество Лопе де Веги соседствовало с кострами инквизиции и беснующейся реакцией, но тем ценнее это смелое утверждение гуманизма. Вот барокко мне как раз не слишком по вкусу, но даже не поэтому меня разочаровала пьеса Кальдерона "Врач своей чести" - просто она не слишком вписывается в привычное понимание о добре и зле. От этого можно абстрагироваться и таким образом удержаться от гневных филиппик; можно удовлетворённо отметить, что нравственность и добродетель отнюдь не стоят на незыблемых позициях веками...Но чёрт меня побери, если всё это философствование помогает полюбить и проникнуться.

Больше всего мне понравились, собственно, комедии: "Собака на сене", "Дон Хиль Зелёные Штаны", "Благочестивая Марта"... Честно говоря, я даже не ожидала такого эффекта: читать пьесы и хохотать вслух. Все они, конечно, о любви и преодолении препятствий на пути влюблённых с помощью хитрости и удачного стечения обстоятельств. Любопытно, что во всех трёх произведениях есть элемент маскарада: герой выдаёт себя за кого-то или рядится в одежды притворства. Особенно ярко это получается изображать у Тирсо де Молины, его персонажи так остроумны в своём лицедействе, что в них просто влюбляешься (забавно: персонаж пьесы лицедействует, как актёр, который будет этого персонажа играть; маскарад в квадрате).
"Фуэнте Овехуна" - тоже замечательное произведение, меня покорила Лауренсья и её жизненная философия: "Любовь? Чувства? Я лучше пойду поем" :)) Очень трогательно показаны противоречия между королём Испании и верхушкой рыцарского ордена Калатравы. Магистр Калатравы взбунтовался, отхватил у короля город, хотел его свергнуть. Король послал войска, отбил город обратно. "Что ж, - рассуждает магистр, - пойду извинюсь. Скажу, что я это по молодости лет. Король простит". И воистину так, король прощает! О чём, мол, речь вообще, сядь покушай, дружище. Этакое всепрощение, вот только крестьянам, восставшим против злобного тирана, командора Калатравы, этого всепрощения ни на грош не досталось. Вот уж правда, война - это когда незнакомые люди убивают друг друга по приказу людей, которые знакомы и убивать друг друга не собираются.

Пьеса Аларкона показалась несколько скучной, уж очень преувеличил автор черты характера главного героя; что-то в этой поучительной драме сильно напоминает басню. Ну а Кальдерон... я уже говорила про Кальдерона. Отелло убивает безвинную Дездемону, за что все вокруг пожимают ему руку и отыскивают новую жену. К слову, любители смывать пятна со своей чести кровью почему-то всегда предпочитают чужую кровь, а не свою. Редко-редко это бывает кровь врага. Да бывает ли это хотя бы иногда кровь врага?..

Тем не менее, в целом оценку ставлю высокую. Книга была куплена у букиниста только благодаря тому, что мой глаз зацепился за "Благочестивую Марту" (обожаю экранизацию, слов нет). Ни о чём не жалею :)

Комментарии


У меня была эта книга - мама в Лениздате работала, так что книг этого издательства у нас было навалом; в детстве мне очень нравилось название пьесы "Дон Хиль Зеленый Штаны", хотя на чтение так и не сподвигло.


Никогда не поздно наверстать упущенное :)) Кстати сказать, во вступительной статье утверждается, что это самая известная пьеса Тирсо де Молины.