Больше рецензий

SvetlanaKepman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2015 г. 12:17

3K

5

Я была в шоке когда наткнулась на эту книгу. Ведь при написании были использованы реальные документы инквизиции о судебных процессах, пытках и т.д. над этим мельником (и в тексте много цитат из этих документов). Как я могла пройти мимо такого.

У Меноккио (это было его прозвище, настоящее имя Доменико Сканделла) были своеобразные религиозные взгляды, которые он не мог держать в себе и делился ими с окружающими. Мне всегда казалось, что инквизиция - это фарс и театр и если уж она обратила на тебя свое внимание то в лучшем случае ты закончишь свои дни в тюрьме и не важно оклеветали тебя или нет. Но в книге с самого начала говорится, что инквизиция по доносу обратила на Меноккио внимание, допрашивала его и все же отпустила (но с некоторыми не сложными условиями). Я была удивлена - инквизиция его отпустила?! К сожалению спустя 15 лет он опять попал к ней и дело закончилось пыткой и казнью через сожжение (вряд ли в данной истории можно говорить о спойлерах да и это в самом начале сказано - чем все кончилось).

Современному человеку может подуматься, что ах, какой же он недостаточно хитрый, надо было свое мнение при себе держать. Но нам то с вами хорошо говорить когда сейчас каждый верит во что хочет и церковь не имеет власти. А если встать на место Меноккио можно понять, что его возмущало: в первую очередь огромная власть церкви (в его время она часто сдавала в аренду землю, за деньги, конечно, и много чем еще зарабатывала). Лично я с уважением отношусь к любой религии и историю Меноккию и его мысли могу воспринимать объективно, он имеет право на свой взгляд. Он считал крещение и прочие церковные услуги "барышничеством". Не понимал как может какой-то человек крестить, исповедовать, какое отношение все эти традиции имеют к богу ведь богу все эти придуманные людьми традиции не важны. К слову сказать в бога он верил и даже ходил в церковь (но не в ту, которая была рядом, ему нравилась другая церковь). Не все церкви, священники по его мнению плохие были.

"...Меноккио заявил, что отвергает все таинства, включая крещение, как измышления человеческие, как «барышничество», как орудия угнетения и эксплуатации в руках духовенства: «я думаю, что законы и повеления церкви — все это барышничество и надобны ей, чтобы богатеть». О крещении он сказал: «я думаю, что все новорожденные принимают крещение — их крестит Бог, который все на земле благословляет, а крещение в церкви — это фальшь; попы начинают высасывать соки у детей еще во чреве матери и продолжают до смерти».{...}О браке: «его создал не Бог, а придумали люди: сначала мужчина и женщина просто давали друг другу слово, и этого было достаточно» {...}Об исповеди он говорил так: «исповедоваться у попов и монахов — все равно, что у дерева». Когда инквизитор вознегодовал, услышав это, Меноккио пояснил свои слова не без некоторого самодовольства: «Если бы дерево могло назначить покаяние, этого было бы достаточно; к попам ходят те, кто не знает, какое положено покаяние за грехи, чтобы они их научили, а если знаешь, то ходить не надо, и те, кто знают, не ходят». Последним достаточно исповедаться «перед Господом Богом в сердце своем и молить Его, чтобы Он отпустил им грехи»."


Понятное дело, что мы видим ситуацию только глазами инквизиции так как она и вела документооборот. Автор об этом тоже упоминает. Инквизиция допрашивала не только Меноккио, но и его односельчан и, конечно же, они говорили, что не согласны с его идеями. Еще бы они другое говорили. Так что мы не можем судить разделял ли кто-то еще его взгляды.

Интересная книга, есть над чем подумать. Вот что называется горе от ума. Он был достаточно образован по сравнению с односельчанами, имел книги и наверное это сказалось на том, что у него выработалось свое мнение и он стал размышлять о религии. Многое он ставил под сомнение. Не верил в непорочное зачатие Девы Марии, считал, что оно не обошлось без мужчины. Не верил в божественность Иисуса, по его мнению он был неординарным человеком, но все же человеком.

Мне очень жалко Меноккио, ведь в конце концов ему пришлось скрывать свои мысли. Ужасно жить и пытаться быть не собой, что это за жизнь такая.

Касательно инквизиции. Я же думала, что это все фарс. Но по многочисленным допросам видно, что инквизиторы действительно пытались вникнуть в его идеи, разобраться, что он думает. Все это довольно запутано, ведь и Меноккио понимая, что все может плохо кончится, порой пытался обелить свои идеи, даже порой откреститься от них, умирать за них он не хотел.

А еще порой может показаться, что тогда люди совсем другие были (это отчасти так). Но то, что сын Меноккио выбиваясь из сил бегал по всяким инстанциям пытаясь вызволить отца из тюрьмы, искал ему адвоката и просто делал все, что мог - как это похоже на наш современный мир.

Еще момент, который как будто взят из плохой комедии (цитата про другого заключенного, не Меноккио). Это невероятно, что инквизиция была такой заботливой.

"Даже под пыткой огнем (от пытки кнутом его освободили, так как у него была грыжа), он ни в чем не признался."


У вас наверное может возникнуть вопрос с чего такое странное название у книги (оно понятно из цитаты ниже). Кому-то может показаться оскорбительным, что Меноккио сравнивает ангелов с червями в сыре, но это просто метафора, которая ему, как и многим простым людям, была близка - ничего плохого он в нее не вкладывал.

"Отрицая сотворение мира Богом, фриульский мельник утверждал, что первоначально был хаос, содержащий в себе все стихии, и, подобно сыру в молоке, они сбились в один комок, в котором появились черви, из них и произошли ангелы и Бог, создавший затем Адама и Еву..."

Мой канал на ютьюб