Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

30 ноября 2015 г. 17:06

393

5

Всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих страданий, чем своего счастья.

Как-то на лекциях мы коснулись Хейзинги, и преподаватель рассказала нам трогательную историю о том, как во времена ее студенчества в городе впервые появилась его «Осень Средневековья» (в библиотеке, конечно, а не в магазинах), и чтобы получить возможность прочитать заветную книгу, нужно было дожидаться полгода, такая большая была очередь. Дождавшийся и прочитавший считался счастливцем.

Меня же творчество Хейзинги как-то не заинтересовало (основная идея «Человека играющего» насторожила), однако когда я в магазине ткнулась носом в этот объемистый том, и в памяти всплыл рассказ преподавателя, сил удержаться не достало. И хорошо!

Хейзинга задумал описать Средневековье в период своей зрелости, ровнехонько перед тем, как оно начало отживать свое, хотя и нельзя точно сказать, когда это случилось; под его пером возникают быт и нравы того времени, не столько с исторической точки зрения, сколько с духовной – это не перечисление фактов, а попытка заглянуть в мир средневекового человека – короля, бедняка, церковника, рыцаря. Для этого приводятся разнообразные примеры из литературы (описывающие зачастую очень забавные и любопытные ситуации), много стихов и песен, предметов искусства и – фантастика! – здравого смысла. Отталкиваясь не от исторических причин и следствий, а представлений обычного человека своего времени, Хейзинга умудряется показать эпоху так глубоко, как не способен ни один исторический труд, перенасыщенный фактами. О многом, конечно, приходится лишь гадать, предполагать, как и всегда, когда речь заходит о давно прошедших временах, но автор вполне это признает, что лишний раз делает ему честь.

А еще у него потрясающий стиль изложения. Простой, но емкий, насыщенный, азартный и в то же время теплый – сразу заметно, что человек увлечен взятой темой, погружен в нее до предела, хотя и без фанатизма. Впрочем, выделяются кое-какие моменты, например, зачарованное прямо-таки отношение к ван Эйку и мертвая хватка, с которой автор вцепился в «Роман о Розе», но, поскольку помимо этого упоминается множество других людей и их работ, иллюстрирующих свое время, упрекнуть в этом язык не повернется. Материал, предоставленный книгой, действительно большой. Хотя, хочется еще сказать, что призраки «Человека играющего» тут таки витают. Но это не страшно, вполне к месту.

И отдельное спасибо издателям: оформление книги отличное – как снаружи (так и просится сразу на полку), так и внутри, количество комментариев, очень, кстати, подробных – головокружительно.

В общем, книга со всех сторон оставила самое приятное впечатление. Всем интересующимся историей, а, особенно, означено эпохой, настойчиво рекомендуется!

Комментарии


Задам два вопроса, один по тексту рецензии, другой - гипотетический:
1) Что не так с ''Человеком Играющим''? До Хейзинги я всё равно когда- нибудь доберусь, а тут такое предостережение!
2) Как Вы полагаете, возможно ли написать монографически единую книгу ''Осень Средневековья. За пределами европейской цивилизации''? Кто бы лучше справился с такой задачей, европеец или не-европеец?