Больше рецензий

anna_cornelia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июля 2015 г. 20:07

626

4

Читать жутко любопытно - сколько глюков же в нашем мозге.

Библия говорит нам, что человек создан по образу и подобию бога, но что это за создатель, который наделяет свое творение нерациональным мышлением, хромающей логикой, нетвердой памятью, ненадежными и стирающимися воспоминания, эмоциональной неустойчивостью, почему он не сделал так, чтобы наши высказывания были чётки, слова точны, а язык систематичен и организован, а не запутан неправильными глаголами? Кривенький такой человек получился, несовершенный. Или он просто неприспособлен к современной действительности и потому ему тяжело придерживаться тщательно разработанных планов на будущее ("я говорила, что я на диете? Но ведь мой самый любимый шоколадный мусс... Пожалуй, диета подождет до завтра"), эффективно работать, преодолевать прокрастинацию (80-90% студентов откладывают учебу на потом) и запоминать большие объемы информации (мы не способны удерживать в голове список из десятка слов больше, чем на полчаса), быть эмоционально выдержанным и свободным от предрассудков?

Дальше...

К сожалению, креационизм не может дать на это внятных ответов, а вот эволюционная психология отвечает так: есть две проблемы. Первая состоит в том, что эволюция не умеет достигать идеала, она всегда останавливается на "локальном максимуме" и выбирает лучший вариант из доступных, потому многие наши системы хороши, но не совершенны (сетчатка глаза человека, в отличие от глаза осьминога, расположена задом наперед и обращена к задней части головы, в результате чего в каждом глазу есть слепые пятна).

А вторая проблема в том, что эволюция часто происходит путем наваливания новых систем на крышу старых, ведь живые существа постоянно должны выживать и воспроизводиться, они не могут перейти на автономный режим, чтобы эволюция построила оптимальную систему. Потому мы ходим на двух ногах (и получаем непомерную нагрузку на хребет), хотя поддерживать в вертикальном положение существо удобнее на четырех опорах, потому средний мозг человека существует буквально поверх более древнего заднего мозга, а передний надстроен на вершине обоих (потому в условиях аффекта верхний слой выключается и мы действует на уровне более древних инстинктов и более эмоционально), так что наш мозг стал эдаким манускриптом с несколькими слоями текстов, написанных в разные времени, когда старые части скрыты новыми.

Из-за этих проблем наша психика и процесс обработки информации нашим сознанием имеет массу дефектов, а именно (помимо описанных выше):
- склонность к подтверждению: мы склонны уделять больше внимания тому, что согласуется с нашими представлениями. Потому когда мы придерживаемся какой-либо теории - большой или малой, мы склонны скорее замечать свидетельства, подтверждающие ее, чем данные, ее опровергающие. Кроме того, мы лучше всего помним информацию, соответствующую нашему мнению, от нее очень трудно абстрагироваться, даже когда она ошибочная.

- Побочный продукт поиска подтверждений - склонность к мотивированным умозаключениям, то есть склонность менее тщательно проверять то, во что мы желаем верить (то, в чем заинтересованы), в сравнении с тем, во что не хотим верить.

И еще дефекты (про каждый пункт автор подробно рассказывает):
- эффект якоря
- ментальная контаминация
- фрейминг
- неадекватный самоконтроль
- зацикливание
- иллюзия фокусированная
- ошибки памяти
- забывчивость
- подверженность к расстройствам психики.

Автор, тем не менее, не хочет ставит на человечестве крест. Он предупреждает обо всех наших несовершенствах и дает 13 рекомендаций, чтобы их по возможности преодолеть:

1. Всегда, если только возможно, рассматривайте альтернативные гипотезы. Так, достаточно хотя бы заставить себя записать список альтернатив, чтобы повысить надежность собственных рассуждений.

2. Перефразируйте вопрос. Мы должны развить у себя привычек переосмысливать всё, о чем нас спрашивают, чтобы не попасться на крючок манипуляции или маркетинга. То, как мы думаем о чем-то, неизбежно формирует то, что мы запоминаем, а то, что мы помним, влияет на наши ответы. Стоит задавать каждый вопрос более чем одним способом (какое мало лучше: без примесей на 99.4% или с содержанием токсичных веществ 0.6%?).

3. Всегда помните, что корреляция не подразумевает причинно-следственных связей.

4. Никогда не забывайте о размере вашей выборки.

5. Предвосхищайте собственную импульсивность (Одиссей привязал себя к мачте, чтобы противостоять искушению сирен, а нам нужно заранее настраивать себя покупать только то, что нам нужно, тогда мы возвращаемся домой с более здоровыми продуктами).

6. Недостаточно просто ставить цели. Нужно делать их конкретными и учитывать непредвиденные обстоятельства (не просто "я буду худеть и сел на диету", но "если по дороге на работу я встречу магазинчик с выпечкой, я там ничего не куплю").

Ещё 7 пунктов можно прочитать в книге, я её настойчиво всем рекомендую, тем более что написано легко, увлекательно, познавательно, с массой интересных исследований и экспериментов.

Комментарии


Книга заинтересовала.
Спасибо за рецензию)

Заглянула в книгу - а там термин такой на первых страницах - клудж - несовершенное по конструкции, но выполняющее свои функции устройство)))


Рада, что книга заинтересовала!
Она и правда интересная и полезная - зная свои несовершенства легче работать более эффективно.

Про Клудж забавно)