Больше рецензий

30 июля 2015 г. 12:20

266

4

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Евангелие от Луки)

Пятая и заключительная часть серии «Родословная благодати» повествует о Пресвятой Деве Марии, матери Иисуса Христа. К чтению этого романа я настраивалась морально особенно тщательно, но не ожидала никакого подвоха, учитывая очень хорошее впечатление после знакомства с предыдущими романами данной серии. И, в целом, конечно, для человека, исповедующего христианство, Матерь Божья, имеет огромное значение. Первое, что я почувствовала, чуть ли не с первых строчек романа, и о чем надо постоянно помнить, - автор – протестантка. Уже это намекает на определенную трактовку образа Марии и ее судьбы…

Роман начинается с рождения Марии у Анны и Иакима. При этом по версии автора у Марии уже была старшая сестра, тоже по имени Мария (мол, отец так хотел сына, что дочек называл именем, означающим «горькая»). Далее повествуется о сватовстве Иосифа к Марии, и, конечно, о Благовещении, когда юной, пока незамужней Марии явился архангел Гавриил, сообщив о том, что именно она станет матерью Спасителя. Достаточно подробно Франсин Риверс отразила душевные переживания самой Марии, а также Иосифа. Кстати говоря, мыслям и чувствам Иосифа уделено вполне много внимания, что, на мой взгляд, является положительным моментом романа, так как в Библии практически никак не оговаривает влияние Иосифа на Иисуса. К сожалению, в романе практически ничего не сказано о посещении Марии дома Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Так как Библия не раскрывает подробно этапы взросления, то бишь детство Иисуса Христа, то здесь автору был широкий простор для мысли. Очень спорный момент касательно возможных совместных детей Марии и Иосифа. По версии Франсин Риверс в семье, кроме первенца Иисуса, родились еще четыре сына и две дочери. Не вдаваясь в теологические рассуждения, просто повторю, что это очень спорный момент…

Некоторые другие события Нового Завета даны автором в своей трактовке, что тоже кажется довольно неоднозначным. Интересен момент внутреннего диалога Марии, ее сомнения и нетерпение. Вот это нетерпение отмечу особенно: с рождения Ребенка и до самого Распятия Мария постоянно пребывает в нетерпении, когда же Он объявит Себя Сыном Божьим, изгонит римлян из Святой Земли, и сядет на престол Царем. Иными словами, в трактовке автора, Мария очень материально-однобоко понимает Божий замысел: ее Сын, Мессия, изгонит римлян и воссядет на царский трон, а не искупит грехи рода человеческого. Т.е. Мария изображается обычным человеком, сосудом, посредством которого был рожден Сын Человеческий. Кроме того, разочаровало практически отсутствовавшее развитие характера Марии: что в юном возрасте, что в зрелые годы, она мало чем изменилась. Кстати, интересно, но предсказуемо включение мрачной фигуры человека с темными, холодными глазами, несколько раз встречающего Марию. Конечно, мы сразу понимаем, кто это такой.

От образа Иисуса Христа, конечно, сквозь строчки романа веет добром и любовью. Но для меня неловко читать слова, якобы сказанные Им, но не вошедшие в текст Библии. Иными словами, автор попыталась показать Иисуса в жизни, больше человеком.

Таким образом, «Мария. Неусомнившаяся», на мой взгляд, спорный и неоднозначный роман. Если Вы православный или католик, то скорее не понравится, потому что роман явно протестантский. К примеру, постоянно в нем (в романе) говорится о том, что Деву Марию нужно почитать, но не молиться ей, и даже не ставить ее в один ряд с апостолами. Естественно, чувствуется дух протестантского учения. Текст Библии, даже разные версии, и так многократно и полярно трактуют, автор выбрала одну линию, и в рамках этой линии построила сюжет. Мне же, принадлежащей к иному направлению в христианстве, сложно принять версию автора.

Очень тяжело с оценкой. Предыдущие романы в серии мне понравились. В данном случае…поставлю «5», буду нечестна, поставлю «4» - пойду на сделку с совестью... Мне думается, это такой богатый сюжет, что можно было написать нечто невероятное. Да, я, конечно, не могла не пустить слезу, когда Мария прижимала к себе только что снятого с креста Сына…Безусловно, нам не понять, что испытывала Дева Мария, но автор попыталась показать ее боль и тревогу матери. Пусть будет «4-», прямо скрепя сердце. Ожидала большего. Хотела поставить «3», но буду справедлива, автор - протестантка, с чего ей писать и мыслить иначе?

Комментарии


От Книги ожидала большего. И дело не в том, что автор протестантка. Тоже отношусь к данному направлению, все мы, христиане, верим в единого Бога и все читаем одну Библию. Много не состыковок с Писанием. Например, что были другие совместные дети или, что Иисус исцелил свою сестрёнку Анну. Как? Если в Библии не написано четко про родных братьев и сестёр, к тому же все мы знаем какое чудо было первым Им совершено. Внутренние ощущения постоянно менялись, то строки очень касались и пробивало на слезу, то негодовала от явного расхождения с Библией. Успокаивалась словами, что это художественная книга, взгляд и представления автора на эту историю, которая имеет место быть, как выражение своих мыслей. Зато на протяжении чтения Книги, хватала Библию перепроверить, а правильно ли я помню, а было ли действительно так как она написала. Можно отнести это к плюсам )) Сама книга написана очень простым языком, плоско. Зато быстро и легко читается. В общем впечатления не однозначные от книги, но заставляет взглянуть на историю с другой стороны. Мы же не знаем как оно было все на самом деле (имею ввиду подробности эмоций и чувств), все равно каждый пририсовывает образы, исходя из своего личного жизненного опыта, знаем только то, что написано в Писании. Наверное другое и не нужно знать..