Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2015 г. 15:03

1K

5

Утро, пора вставать, и сегодня я должна продолжить свой рассказ. Или рассказ должен продолжить меня, унося по дороге, которой обязан пройти до самого конца, — меня, плачущую, словно похоронная процессия, оглохшую, незрячую и крепко-накрепко запертую, хоть я и кидаюсь на стены, крича и вопя, и прошу самого Господа меня выпустить.

Сплошной восторг, восхищение и этожкакоевеликолепие!

В кои-то веки аннотация даёт вполне адекватную информацию о книге, поэтому не буду останавливаться на сюжете. Скажу лишь, что мне очень понравилось структурное решение книги: часть повествование ведется от первого лица - от лица самой Грейс Маркс, в остальных же главах фокальным персонажем является доктор Саймон Джордан, задавшийся целью окончательно разобраться в том, виновата Грейс или нет, безумна она или только притворяется ради избежания заслуженного наказания. Таким образом, у читателя есть возможность, во-первых, оценить события с женской и мужской позиции, во-вторых, это повышает градус саспенса, поскольку, с одной стороны, читатель знает не больше фактологического материала, чем доктор Джордан, с другой стороны, есть возможность подслушать внутренний голос осужденной и самостоятельно решить, насколько она виновата. Роман полифоничен, и, к счастью, голоса всех персонажей звучат действительно по-разному, что удаётся не всем авторам.

Меня завораживает язык Этвуд. Он основательный, простой, но красивый. Как резьба по дереву. Каждое слово на своём месте. Ничего лишнего, никаких финтифлюшек. Описания людей невероятно хороши, хочется цитировать их абзацами, потому что каждый такой абзац даёт ёмкое представление о внешности и о внутреннем содержании героя. Автор наградила главных героев такой наблюдательностью и образностью мышления, которые свойственны, наверное, самой Этвуд. Так цепкий ум Грейс, её печальный жизненный опыт помогают ей довольно чётко, хоть и не всегда правильно формулировать для себя глубинные мотивы поступков окружающих её людей, подмечать в них то, что им хотелось бы скрыть даже от самих себя. "Медицинские" сравнения Саймона, его рациональный взгляд на жизнь находят выход в красочных характеристиках персонажей и событий.

Он пытается незаметно спуститься по парадной лестнице, но ему это не удается: хозяйка решила перехватить его, чтобы обсудить какой-то пустяк, и теперь бесшумно выплывает из гостиной в своем выцветшем черном кружевном воротничке, сжимая в тонкой руке привычный носовой платок, как будто глаза у нее всегда на мокром месте. Видимо, не так давно она была красавицей и оставалась бы ею, если бы прикладывала для этого хоть малейшие усилия и если бы ее светлые волосы не были так сурово расчесаны на прямой пробор. Лицо у нее сердечком, кожа — молочно-белая, глаза — большие и умоляющие. Хотя у нее стройная талия, в ней чувствуется что-то металлическое, словно бы вместо корсета она втискивается в короткую дымовую трубу. Сегодня на ее лице — привычная утрированная тревога; от нее пахнет фиалками, камфарой — наверняка она склонна к мигреням — и еще чем-то, Саймон не понимает чем. Горячий сухой запах. Выглаженной белой простыней?
Саймон, как правило, избегает измотанных, слегка помешанных женщин такого типа, хотя к врачам их притягивает как магнитом. Впрочем, в ней все же есть строгая безыскусная грация, будто у квакерского молитвенного дома. Но это всего лишь эстетическая привлекательность. Нельзя же заниматься любовью с небольшим культовым сооружением!

Он начинает ненавидеть женскую благодарность. Такое ощущение, будто к тебе ласкаются кролики или словно ты весь измазан сиропом: от благодарности просто нельзя отделаться. Она тормозит тебя и ставит в невыгодное положение.

Я большой любитель описания быта, ежедневных забот персонажей. И "Она же Грейс" стала просто находкой в плане бытописания: пошагово расписаны трудовые будни служанки, а после - арестантки Грейс, без купюр, с запахами, текстурами, температурными перепадами и аудиорядом.

Как обычно, в книгах Этвуд много нелестных для человечества наблюдений: нездоровый интерес к преступникам (и чем тяжелее совершенное ими преступление, тем явственнее этот интерес), тяга поглазеть на чужое несчастье, а после благосклонно снизойти к пострадавшему, испытывая удовольствие от собственного благородства и радость от того, что беда приключилась не с тобой. В феминизме Этвуд нет оголтелой ненависти к мужчинам, лишь констатация того, что общество заточено под мужское удовлетворение. И это удовлетворение носит не только плотский характер. Мужчина с детства живёт в расслабленной среде повсеместного потакания: потакания его прихотям, капризам, недостаткам, заведомо потребительской природе. Самое же обидное заключается в том, что это потворствование мужским слабостям осуществляется за счёт женщин и во многом, что уж совершенно чудовищно, благодаря им, то есть исходит от самих притесненных существ, от тех, кто должен относиться с пониманием и сочувствием к товаркам по несчастью. Но кто же первый скажет "шлюха" на залетевшую после барских шалостей служанку? Чей камень первым полетит в блудницу? Кто будет воротить нос, шушукаться за спиной? Кто обвинит в изменах мужа любовницу, а не самого мужа? Кто с детства будет внушать дочкам, какими они должны быть, а какими не должны, как лучше варить борщ и драить полы, как влазить на 10-сантиметровые шпильки, как круче раздвигать ноги, как меньше говорить, больше молчать, как терпеть измены и побои, как захомутать, вскружить голову, уважить, ублажить, окольцевать? Кто подталкивает девочек к мысли, что высшее женское счастье - в милом рядом? М? Разве сами мужчины? Вот и следующие слова принадлежат во всех смыслах порядочной женщине:

Мужчинам от природы и по воле Провидения разрешаются известные вольности, но главным требованием, предъявляемым женщине, несомненно, остается верность супружескому обету.

Короче говоря, нравится мне этвудовский феминизм. Я бы его назвала простым трезвым взглядом на гендерные роли.

Специальная пометка для ветеранов ДП: в книге есть аж целых две лошади Чарли!

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ В КОММЕНТАРИЯХ!

Книга прочитана в рамках игры Бесконечное приключение. Тур 1 и ТТТ 2015. Тур 1.
Спасибо за совет JackieReed47

Комментарии


Восхитительная рецензия на такую же книгу! Спасибо! Классно все расписала и по полочкам, неординарно:) с удовольствием прочла, еще раз вспомнила книжку:)


Спасибо!)


Вот интересный вопрос, вы как думаете, тот сеанс гипноза: розыгрыш или мистика?))))


Даже если и не розыгрыш, то по чему сразу мистика? Если у неё и правда раздвоение личности, то почему бы этому факту не вылезти во время гипноза... Честно говоря, не вижу особого смысла в розыгрыше.


Насколько я помню, ее выпустили в т.ч. благодаря этому сеансу, т.к. окружающие уверовали, что в ней вот это есть, а значит, она не сама сделала, отсюда и ходатайство об ее освобождении.
Я еще почему подумала, этот ее друг - хитрый жук, плюс они совещались перед сеансом. Вполне могли разыграть.


А мне почему-то казалось, что они о чём-то попроще действительно договорились, но во время сеанса всё пошло не так, как было запланировано. И мне кажется, что круг её защитников остался прежним. Для тех времен решение с "одержимостью" кажется слишком экстравагантным и рискованным, в конце концов, это было прямым признанием вины.


Да, но для раздвоения личности очень странно, что оно проявилось всего два раза по сюжету. Если бы это была реальная болезнь, она бы чаще проклевывалась, поэтому я не рассматривала этот вариант как реальный фактор.


Тогда вопрос вот в чём: свидетельствует ли это всё об изворотливости и злом умысле Грейс, или же она - как истинное дитя своего времени - "надумала" себе вторую личность, сама поверила в то, что злодеяния творила не она. С другой стороны... зачем ей были нужны эти убийства вообще? Никакой пользы. Будь она в здравом уме, она бы не пошла на преступление, потому что бессмысленно.


Тут Этвуд - молодец, оставила столько же вопросов, сколько и в обычной истории. Было ли это помешательство, или она вообще не участвовала в убийстве, был ли это тонкий ход по игре на любви к оккультизму (переселение душ, ООО!) или реальное раздвоение личности, что вообще произошло - никому не известно. Известна история, а правдива она или нет и насколько- нам самим решать.
Но зато история с психологическими ассоциациями весьма забавна))


Однозначного ответа и правда нет, но меня это даже не напрягает: я одновременно принимаю все версии развития событий (от невероятного коварства Грейс до незапертой форточки)))