Больше рецензий

10 мая 2024 г. 22:31

100

3.5 Правила для фанфиков

Не буду затягивать, скажу сразу: фанфик, выходящий книгой, все равно остается фанфиком. Я не буду пускаться в дебри диванной филологии, чтобы провести грань между фанфиками и более привычной литературой. Как бывший активный автор фикбука, а ныне просто взрослая тетя скажу: фанфики обладают рядом приемов и клише, которые легко считываются, если ты достаточно долго плавал по морям фикбука и АО3. И при чтении «Джакарты» я уронила скупую ностальгическую, узнав те же приемы, что сама когда-то использовала в 16 лет в своих работах. 


Первое — вынесенные за скобки характеры персонажей. Если фанфик пишется по фандому, то автору не нужно работать с героями: их характеры уже давно даны и известны читателю. А ООС («невхарактерность») со времен динозавров выносится как предупреждение. Ведь цель фанфика — поставить героев в новые условия, заново запустить механизм взаимодействия полюбившихся персонажей. Фанфик — это дополнительная синтетическая доза первоисточника. И хоть поменяй ты имена, как это сделано в «Джакарте», недосдача по психологизму очень чувствуется. А потому ощущается все очень плоско и непрофессионально. Текст напичкан мемами и тропами, которые могут веселить и вкатывать только знающим первоисточник. Для них постоянные шутки Рида про рост Салима — это отсылка, в то время как для обычного читателя — беспричинное повторение одного и того же несколько десятков (!) раз. Прием просто не работает из-за того, что читатель не знает характера персонажа из первоисточника, а в фанфике его не раскрывают. От этого же персонажи кажутся плоскими — ведь в рамках фанфика тебе их раскрывать нет необходимости, они раскрыты в первоисточнике. В книге же без должного психологизма они выглядят кучей-малой.


И тут плавно перетекаем ко второму — повторы. Понятия не имею, откуда это пошло, но я сама, когда писала юмор и стеб, любила одну (две, три — сколько смогу) шутку тащить через весь текст. Прическа Рида, рост Салима, недалекость Андрея и пр. Возможно, это подспудное желание подражать сериальной форме гэга; или желание еще раз пустить по вене любимый троп взаимодействия тех или иных героев. Но то, что работает на экране, в тексте превращается в безвкусицу и бессмысленное растягивание текста. Это все работает в фанфике, но не в оригинальной книге. 


При этом я не могу отказать автору в умении писать экшн. Чувствуется хорошая работа со структурой текста: он четко выверен и все ружья стреляют как по часам.

Да, было очевидно, что никто из героев не умрет, но было интересно, чем все закончится. В связи с этим количество перестрелок точно можно было бы сократить — на интригу они работают слабо. 


 Если автор осмелиться отплыть из безопасной бухты фанфиков, попробовав создать историю с нуля, то у него может получиться действительно очень необычная и интересная книга. А пока тем, кто уже давно не открывает фикбук, тут ловить нечего.