Больше рецензий

9 мая 2024 г. 20:10

59

4.5 Спойлер Чего стоит жизнь, купленная ценой нравственного падения

Книги о войне читать тяжело, больно, но необходимо. В повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» почти нет военных действий, но автор поднимает важную нравственную проблему: как человек проявляет свою истинную сущность в условиях военного времени?
Жил-был хороший, толковый разведчик Антон Голубин, который не раз выполнял ответственные задания командования, нес на плечах много километров раненого товарища, смелый солдат и верный друг. Но краем уха услышал он, что немцы успешно наступают, Сталинград взят, наши проигрывают. И закралась Голубину мысль: надо приспосабливаться к новым условиям, перейти на сторону фашистов. Страшно, что в этом своем желании он был готов на все, даже совершить убийство и насилие. Выжить любой ценой — вот что движет персонажем.
С другой стороны, перед нами неопытная, наивная девушка Зося, вчерашняя школьница, которая кажется хрупкой и слабой, но имеющая глубокий внутренний стержень, твердо усвоившая понятия добра и справедливости. Для нее даже допустить мысли, которые приходят в голову Голубину, преступление.
В книге автор ставит перед героями тяжкий выбор - жизнь или смерть: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть от руки палачей — третьего не дано, уклониться невозможно.
Повесть читать интересно, герои находятся в постоянном психологическом противостоянии, есть крутые повороты сюжета, до последнего не знаешь, чем же завершится повествование, финал открытый. Читатель сам решает, как сложатся судьбы героев. Привожу цитаты:
"Но почему он такой? Или он таким родился, унаследовав характер от предков? Или таким его сделала жизнь? Но разве жизнь его была труднее, чем жизнь Зоськи с ее повседневным трудом ради куска черного хлеба? Но так жило в этих местах большинство здешних людей, и любой самый забитый бедняк из богом забытой деревни знал, что нельзя поступаться совестью, нельзя идти против своих. Почему же Голубин не усвоил этого?"
"– Мы – люди. И мы никогда их не примем, даже если они и победят. Ты говоришь: нет выбора. Выбор есть: или мы, или они. Вот в чем наш выбор".
Что ж, предавай! – зло сказала она, чувствуя, как все в ней затряслось от бессильной злой ярости. – Предавай. Не ты первый. Но помни, самый первый давно подавился тридцатью сребрениками. И за ним подавятся же все остальные.
"Совесть? Конечно, он не стал бы утверждать, что совесть его спокойна, было вроде не по себе, что-то его тревожило. Но что он мог сделать? Он давно уже знал, что если прислушиваться к совести, то скоро откинешь копыта. Не так просто с этой самой штуковиной, которая называется совестью, сносно прожить даже в мирное время, не говоря уже о войне. Ведь тут борьба. Кто – кого. Он не слабак и не неудачник, но почему бы ему в трудный час не заполучить частичку того, с чем все время носятся эти пропагандисты совести?"
"А обстоятельства на войне – вещь слишком изменчивая, и такой же скользко-изменчивый по отношению к людям будет Голубин"
Книга В. Быкова о выборе, который, если задуматься, человек делает и в повседневной, мирной жизни: мириться со злом, приспосабливаться, подстраиваться (вспомните чеховского «Хамелеона») или бороться, сражаться, жить по совести. Невольно, читая, задаешь вопрос, кто ты: Антон или Зося? И замечательно, когда ответ однозначный.