Lestat_Celebrian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2024 г. 14:32

64

4 Спойлер Гавань несбывшихся надежд

У Танф Френч есть занятная особенность: во всех её книгах, которые мне довелось прочесть, сюжетная линия преступления получается намного ярче линии персонажа-детектива. Детективы могут быть интересными, с глубоко проработанной психологией, у них могут быть сложные взаимоотношения с другими персонажами, но сам их сюжет — пресная, пустая, высосанная из пальца ерунда. Так было, например, в «Тени за спиной» — последней на данный момент книге цикла про дублинский отдел по расследованию убийств. И «Брокен-харбор», написанный на шесть лет раньше, в этом плане ничем не отличается.

Матёрый детектив берётся за сложное расследование и получает в напарники стажёра. Очень быстро находится подозреваемый, который, к тому же, полностью признаёт вину, однако в деле полно нестыковок и просто странных, плохо укладывающихся в цельную картину нюансов. Убита семья: муж с женой и двое детей. Жену, впрочем, удаётся спасти, но о событиях того рокового дня она якобы ничего не помнит.

Авторесса проделала хорошую работу по исследованию безумия, пышно расцветающего на фоне стресса. Причём страшен даже не его первоисточник — спятивший глава семьи, но последствия. То, как нездоровая атмосфера повлияла на жену, всеми силами отрицавшую проблемы и пытавшуюся поддерживать иллюзию идеальной жизни, и на маленьких детей. Большой интриги в личности убийцы нет, но немного подумать и посомневаться авторесса всё-таки позволяет.

Как это водится в книгах Таны Френч, судьба детектива, расследующего дело, зеркалит преступление. У него в жизни тоже хватало безумия — мать свела счёты с жизнью, а младшая сестра сошла с ума. Детектив тоже уходит в глобальное отрицание, не понимая, что для сумасшествия не всегда нужны внешние причины. Линия получилась уныленькая: сестра раздражала, отношение протагониста к ней раздражало тоже. Пусть полоумная сестра с суицидальными замашками бегает по улицам, зато не в психушке. Отказывать родственнику в лечении — это тоже своего рода преступление.

Чуть интереснее получилась линия с напарником. Даже жалко протагониста стало. Его воодушевление, его надежды познать то самое единение между напарниками, когда они буквально мысли друг друга читают, — всё это вдребезги разбилось об чужую тупость и подростковую незрелость. Никакого хэппи-энда — человек сломался. И из-за дела, разбередившего старые раны, и из-за попранной радости от работы в тандеме с кем-то интересным.

Концовка получилась не такой провальной, как в других книгах Таны Френч, но при этом её будто бы не дожали. Авторесса бросила главного героя на перепутии: поменяется ли его отношение к сестре, примет ли он своё прошлое до конца, и так далее. Не хватило чуть большей психологической чёткости.

Персонажи на удивление практически не раздражали, а Тана Френч любит писать про героев, которым хочется вломить по морде кирпичом. Протагонист — зрелый мужик без жены и без детей, одержим работой, мучим внутренними демонами и призраками прошлого. Сестра — очевидно, больная шизофренией, ничего особо интересного. Напарник —хорошо прописанный герой со своей вполне реалистичной, пусть и идиотской, мотивацией. Убийца и жертвы — всех их жаль по-своему. Эдакая аллюзия на американскую мечту, только в ирландской глубинке: идеальная красавица-жена, идеальный муж с хорошей работой, идеальные дети, и им, конечно же, необходим идеальный дом. Вот только дом построен мошенниками, деньги вложены в финансовую пирамиду, на работе внезапное сокращение из-за кризиса в стране, и помощи ждать неоткуда. Идеальность сыпется, как карточный домик, и в конце — кровавая баня.

Восемь зверушек из десяти.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!