Больше рецензий

birdgamayun

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2024 г. 08:33

135

5 Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым не дрогнет стена

Сподвигло меня на чтение этого незаконченного романа у Шолохова приближающаяся дата - 9 мая. И так получилось, что это произведение попало ко мне в рамках квеста на LiveLib’е. Конечно, я видела одноименный фильм по этому произведению Михаила Александровича, как мне кажется, и многие. Но я бы никогда не подумала, что Сергей Фёдорович Бондарчук снимал настолько близко к тексту романа, да ещё при этом умудрялся сохранить темп повествования и эпичность происходящего. Фильм идеально дополняет и, я бы даже сказала, передает «живость» книги. Героев  произведения сложно назвать «просто» персонажами, чьи образы предстают перед нами в ходе чтения и повествуют о своей непростой судьбе. Помнится мне, я писала как-то о том, что у Антона Павловича Чехова в произведении «Дуэль» обитают «живые» люди. Мне в своё время казалось, что любимый всеми Чехонте умеет перенести на бумагу образ человека, его психологию поведения и объяснить его человеческую природу. Я ошибалась. Во многих произведениях Антона Павловича мы видим лишь карикатуры, где перед читателем предстают «причёсанные» и доведённые до абсурда образы героев, чтобы нас позабавить или же излишне растрогать. Знаю, что сравнивать этих двух гигантов (Шолохова и Чехова) весьма странно, но я и не пытаюсь этого сделать. И я не преуменьшаю талант Антона Павловича. Такой стиль написания произведений я тоже приветствуют. Просто я вспомнила свои собственные слова об произведении Чехонте, как я восхищалась и сопереживала его персонажам. Не то чтобы я сожалела о своей рецензии, скорее все познается с опытом. Сейчас мне кажется, что, перечитай я «Дуэль», вряд ли останусь такой же довольной. Мне есть с чем сравнивать, ведь на меня повлияли такие титаны литературы как Теодор Драйзер, Джон Стейнбек, Фёдор Достоевский, Александр Куприн, а теперь ещё и Михаил Шолохов.

У Михаила Александровича герои действительно живые. Живее всех живых. И дело здесь не только происходящем кошмаре на глазах у солдат,  не только в описании боев и передачи читателю горького ощущения об отступлении Советских войск. Нет, здесь дело совсем в другом.  Любой персонаж в этом произведении воспринимается настоящим, будто Шолохов не пишет, а скорее пересказывает некогда услышанные истории от советских солдат. Читатель благодаря такому подходу способен проникаться симпатией к его персонажам, причем к любым, даже к появляющимся кратко, всего на миг, в ходе повествования. Например, я поняла в ходе прочтения, что испытываю симпатию к санитару в медчасти, который подготавливает солдатиков к операциям. Я с трепетом наблюдала за  маленькой девчушкой, которая под градом автоматных очередей тащила на солдатском одеяле раненого солдатика прочь с поля боя, чтобы ему оказали медицинскую помощь. Я испытала прилив нежности к молодому хирургу, который уже научился стоя спать, при этом продолжая без возмущений и психов на износ работать. Лица самых разных людей появляются по ходу истории - старенький старшина, пожилой уставший солдат, директор колхоза, болтливый дедушка конюх, веселый повар полка, древняя старушка с хутора, статная доярка и многие другие. Они появляются и общаются с основными героями этой истории, но при этом не путают читателя, а запоминаются и захватывают своей жизненностью. Они дополняют образы героев, помогают увидеть характер трех солдатов со стороны и во всей своей полноте. Мы можем наблюдать за тем, как на них влияет происходящее, как общение с людьми, а самое главное сражения видоизменяют их поведение, влияют на дальнейшее формирование собственного мнения о происходящем. Несмотря на то, что с жизнью героев романа «до Великой Отечественной» мы плохо знакомы, читатели способны уловить изменения в характерах и поведении трёх солдат. Очень жаль, что Михаил Александрович столкнулся с проблемами цензуры и не выдержал этого давления со стороны, потому и предпочел уничтожить оставшуюся часть рукописи. Я бы очень хотела узнать какими были Лопахин и Звягинцев до начала происходящего кошмара. Выразительный  контраст между образом Николая Стрельцова на гражданке до начала военных действий и после оставляет неизгладимый след в душе при прочтении. Как я поняла, Михаил Александрович пытался продемонстрировать отнюдь не беспорядок и хаос на фронте (это не было его главной задачей). Он желал показать читателям каким образом меняется психология поведения человека в ходе войны, какие метаморфозы происходят с его характером и отношением к окружающим людям. Получилось это у автора замечательно, по-моему скромному мнению. Я уже читала до этого у Шолохова «Судьба человека» и сборник рассказов («Алешкино сердце», «Нахаленок» и некоторые другие коротенькие произведения). И каждый раз не перестаю удивляться огромному писательскому таланту, который так ярко проявляется в произведениях Михаила Александровича. Для сравнения (!) Я с  огромным трудом завершила совсем недавно чтение книги Лао Шэ «Рикша», где также идёт повествование о судьбе обычного человека, описание его жизненного пути и встреч с самыми разными людьми. Китайский автор тоже показывает как происходящие в стране события и испытания влияют на главного героя. Однако я эмоционально устала от этой книги и в какой-то момент поняла, что небольшое произведение превратилось для меня в настоящую пытку. Его не хотелось даже в какой-то момент дочитывать, потому что происходящее меня вымотало. С Михаилом Александровичем все обстояло совсем иначе - я проглотила произведение за несколько вечеров, постоянно подмечая, что осталось совсем немного до конца истории, стараясь всячески растянуть процесс чтения. Я даже прослушала аудиовариант бонусом, чтобы подольше побыть подле героев. Не скрою, мне было жалко расставаться с этой книгой. Я хотела узнать что будет дальше с этими советскими солдатами. Я подружилась с Лопахиным, Звягинцевым и Стрельцовым, они стали близки мне. А когда я поняла, что отступает полк в сторону Сталинграда - мое сердце предательски сжалось. Я знаю что такое «Сталинградская Битва», когда доблестные солдаты нашей Совесткой армии сражались не то что за каждую улицу или дом, а за каждый этаж! Я переживала за них и в какой-то даже момент обнаружила для себя, что рада тому, что Михаил Александрович не написал о том, что случилось с полюбившимися мне тремя солдатами после отступления. Неведение показалось мне благом. В конце прочтения романа я расплакалась, просто не выдержав эмоционального давление от финальной сцены со знаменем.

Михаил Александрович написал сильное  произведение, безгранично актуальное и живое. Однозначно рекомендую к прочтению, особенно для подростков. Такие книги по-настоящему воспитывают человека и стараются прорастить в нем семена человечности. Произведение «Они сражались за Родину» помогает увидеть за чередой дат сражений и описаний битв простых людей, которые и выиграли ту страшную войну. Важно не забывать об этом и о той жертве, которую принес советский народ!