Больше рецензий

29 апреля 2024 г. 12:52

110

5

Действие романа происходит в Китае на рубеже XIX и  XX веков. В страну хлынул поток иностранцев, которые устанавливают свои порядки. Дышащая на ладан императорская власть этому не только не препятствует, но и всячески потакает в ущерб своему народу. В уезде Гаоми немцы строят железную дорогу, по могилам предков, нарушая местный фэншуй. Бывший исполнитель арий народной оперы маоцян, бывший руководитель театральной труппы, бывший владелец чайной Сунь Бин собирает отряд крестьян и нападает на лагерь строителей железной дороги. Сначала Сунь Бину сопутствует удача, но в итоге начальник уезда Цян Дин арестовывает его. Генерал-губернатор провинции приговаривает Сунь Бина к жестокой казни сандалового дерева. Казнимый должен прожить в муках пять дней, чтобы самолично увидеть пуск железной дороги. Вершить казнь должен вышедший в отставку и недавно вернувшийся в родные края столичный палач Чжао Цзя. События закручиваютя водоворотом вокруг молодой женщины Мэйнян, дочери Сунь Бина, любовницы Цян Дина, невестки палача Чжао...
Первая и третья часть позволяют нам услышать голоса самих героев. Изливает душу красавица Мэйнян, выворачивая перед нами подробности своей личной жизни. Бахвалится палач Чжао Цзя, хвастается высотами, которые достиг в своём ремесле. Размышляет о людях вокруг деревенский дурачок Сяодзя, муж Мэйнян. Размышляет об искусстве и справедливости Сунь Бин. Мечется между долгом, любовью к народу, и страхом перед вышестоящим начальством и немцами начальник уезда Цян Дин. Автор виртуозно переходит от одного героя к другому, буквально позволяя услышать каждого, это просто удивительно, как ему это удалось! Недаром в послесловии он сам определяет свой роман как "роман о голосах"! Потрясающий стиль, сочетающий в себе глубокие размышления, народные мотивы тех самых арий маоцян, "кошачьей оперы" - искусства, зародившегося в среде бедняков и изначально бывших плачами по покойным.
Финал просто разбивает сердце!
Мне роман очень понравился, но не смотря на это рекомендовать опасаюсь, из-за своеобразного стиля и сцен жестокости (ну чтобы иметь представление, глава с названием "Шедевр" посвящена описанию казни, и показывает, что даже это действо требует глубоких знаний и умений и может быть искусством)