Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 21:23

41

3.5

Данное произведение является еще одной книгой в моём списке прочитанного, которую тяжело отнести чисто к художественной литературе. Это осовремененный пересказ одного из самых известных произведений, посвящённых Артуриане — "Смерть короля Артура" Томаса Мэлори. Работа Мэлори же является переводом сборника французских поэм под названием "Вульгата". Французкие поэтому в свою очередь основываются на поэмах уже нормандских, которые берут своё начало в работах Гальфрида Монмутского. Вот такая получается цепочка пересказов пересказа.
Как бы это не было удивительно, но мною книга воспринималась в первую очередь как юмористическое фэнтези. Логические цепочки подавляющего большинства персонажей, подход рыцарей к понятиям любви, рыцарского братства и того, чем должен заниматься настоящий рыцарь, по мнению автора, а также огромное различие между тем, что они говорят, и тем, что делают, смешили невероятно. Герои постоянно встречают других рыцарей, которые так и норовят сразиться с ними под абсолютно любым предлогом, благородных дам, которым срочно нужно помощь в каком-нибудь деле, не очень благородных волшебниц, которые охотятся на бедных и невинных рыцарей для удовлетворения своих влажных фантазий. К этому добавляется само действо, которые выглядит так, как будто это возня, происходящая в пределах одного леса и пары замков на его краях. Всё это называется поиском приключений, и с этим развлечением рыцари достают всех встречных, даже если они не относятся к вышеназванным категориям. По ходу чтения моё мнение относить эти факты к плюсам или к минусам книги менялось.
Положительным пунктом точно является возможность познакомиться с большинством легенд о Рыцарях Круглого стола в более менее современном варианте. В книге рассказываются истории Артура, Ланцелота, Тристана и других героев легенд, а также даётся историческая справка по возможным вариантам авторства книги-основы "Смерть короля Артура" и значениям имён героев. Ещё к плюсам можно отнести динамику происходящего. Единственное проседание идет в истории Святого Грааля, но она, судя по всему, была неинтересна и самому Мэлори. Эту же историю для себя я записываю в минусы. В ней сильнейшим представляет внебрачный сын Ланцелота Галахад, чьим единственным достижением мне представляется его девственность. Доблесть и сила рыцарей ничего не решает в поисках Святого Грааля, а всё оказывается в руках Господа и его избранников. Это не тот сюжет, что мне нравится. Ещё одной проблемой книги является отсутствие логики во многих моментах. Сир Балин, прозванный Рыцарем-о-двух-мечах, потеряв один меч, начинает бегать по замку в поисках оружия. Тристан клянётся в верности Изольде и на следующий же странице соревнуется с королём Марком за внимание какой-то замужней дамы. Король Артур отправляет своего рыцаря выбросить меч в озеро трижды только для того, что бы чуть позже самому отправиться к этому же озеру. А все размышления о чести и доблести кажутся в двойне забавными на фоне того, что сам сир Мэлори писал свою книгу, сидя в тюрьме за грабёж и изнасилования.
Тем не менее я получил свою долю удовольствия от книги и потому ставлю её 7 баллов из 10.