Больше рецензий

21 апреля 2024 г. 21:01

80

4 Переложение древнегреческих текстов

Начинала я читать книгу в неком предвкушении, так как «Песнь Ахилла» этой же писательницы мне понравилась. Древнегреческая мифология мне, как и многим другим людям, довольна близка. В детстве я часто зачитывалась древнегреческими мифами и была одержима историей Трои. Оговорюсь сразу, «Цирцея» мне понравилась, но несколько меньше, чем предыдущая работа автора.

Эта книга является переложением мифа о богине-колдунье Кирке (Цирцее), дочери титана Гелиоса, вынужденной свою бессмертную жизнь проводить в одиночестве на острове Ээя, сосланной туда за неповиновение. Покидать обитель ей запрещено, но для путников ее дом открыт. Она узнаёт о пророчестве, которое гласит, что однажды великий Одиссей прибудет на ее остров…

Этот роман, написанный от первого лица, представляет собой адаптацию, в первую очередь, Гомеровской «Одиссеи» и дающий нам отсылки на его «Илиаду» (события которой встречались ранее в «Песни Ахилла»). В этот раз мы видим мир не глазами Одиссея, а богини Цирцеи, из-за чего героический эпос превращается в роман с несколько феминистским подтекстом (но куда же в современном романе женщины от этого деться) про Дневнюю Грецию с ее богами, титанами, монстрами, героями и смертными. Мир, в котором за неповиновение Богу могут превратить в корову; за помощь людям оказаться прикованным к скале, чтобы каждый день орел выклевывал печень; за неуважение быть превращенным в свиней; тот мир, в котором возможно продолжение рода от Зевса, превратившегося в лебедя; или женитьба на жене своего отца. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Приятно встретить знакомые имена Дедала, Ариадны, Калипсо, Ахилла, Гектора. Отдельно интересно было прочитать несколько адаптированные истории появления на свет Минотавра и Сциллы; встретить знакомые с детства мифы и увидеть их несколько с другого ракурса и под другим углом. Казалось бы, настолько привычные мифологические сюжеты получилось изменить так, чтобы они максимально органично вплелись в давно знакомую, но как будто новую историю. 

В моей бочке мёда почти всегда есть ложка дёгтя, поэтому сразу оговорюсь, за что я снизила балл книге. Повествование периодически проседает, для целостности картины как будто не хватает динамики. Древнегреческие мифы не сильно подходят под основу атмосферного неторопливого романа, в котором может ничего не происходить, чтобы нам просто рассказывали о жизни персонажей, а мы радовались. Древнегреческая мифология предполагает какую-то долю эпоса, но жизнь Цирцеи не предполагает. В моменте книга читается интересно и быстро (потому что толщиной страниц «Корпус» искусственно увеличивает объём в своих изданиях), но после себя мало оставляет. Какая-то доля очарования и атмосферности выскальзывает из памяти через несколько дней. К сожалению, если убрать атмосферу и оставить только сюжет, книга очень много теряет. И все же атмосфере романа присуща та нотка ностальгии, как при встрече с давним другом, поэтому ругать книгу не хочется и объективно смотреть на исполнение тоже.

Главной героине я не слишком сопереживала, но и приятные для истории герои были. Персонажи прописаны грамотно (если так можно сказать о не вполне здоровых людях с точки зрения современного человека), приятные персонажи считываются, а неприятные прослеживаются интуитивно. Мне всю книгу не давал покоя один персонаж, который представлялся положительным, но ой, как мне некомфортно было про него читать, чувствовалась какая-то фальшь, как будто он ходит по острому лезвию и находится на грани. Уже подзабыв характеры персонажей оригинальных мифов, приятно понимать, что автор давала нам некоторые крючки, которые помогают понять, что мы способны идеализировать и обелять некоторых людей, которые вовсе этого не заслуживают; а тем, к которым мы относимся с настороженностью, давать шанс. Понравилась и мысль о скоротечности времени смертных, которое мы используем на какие-то распри и недомолвки с родными. Казалось бы, обычный разговор по душам способен это уладить, но мы почему-то всегда все усложняем.

К тексту и слогу нареканий нет. Написано все просто, но с нотками героического эпоса, этакий слог «под старину» в духе мифов.

Концовка книги очень хорошо завершает арку персонажа, она прямо показывает то, как героиня всегда относилась к жизни, и что ей важно. Все заканчивается очень лаконично и правильно. Концовке я прямо порадовалась.

Книга должна прийтись по душе всем тем, кто в детстве упивался рассказами о Геркулесе, Персее, богах Олимпа, титанах, кому по ночам снились события любимых мифов, ну и конечно же, феминисткам с их борьбой за самостоятельность и права женщин (на мой субъективный взгляд, это слишком остро бросается в глаза, и слишком сильно подобные мотивы прослеживаются в книге. Но опять же, на вкус и цвет!).