Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

15 октября 2014 г. 19:25

703

5

Если вы жаждете описаний шабашей, колдовских ритуалов и злодеяний ведьм – вам не сюда.
Данная книга не фантастична, она специальная - это исследование массовых публичных преследований народных практик, известных нам как «охота на ведьм». Однако автор владеет материалом и излагает его достаточно просто, посему читать этот труд было весьма интересно. В монографии отображены цитаты из первоисточников, даны ссылки, широко представлены иллюстрации из старинных книг.

Автор скрупулёзно анализирует понятия «ведьма», «ведовство», «колдовство», «одержимость» «экзорцизм» и прочие, сопутствующие им, в историческом контексте, раскрывает особенности их формирования и трансформации в массовом сознании англичан с учетом особого культурного «климата» эпохи. Рассматриваются данные понятия и с точки зрения традиционных народных представлений и, также, с «отредактированных» официальных - церковной и юридической точек зрения. Анализируются соответствующие хроники, билли, статуты, пропагандистские и назидательные трактаты и памфлеты (современные методы ведения информационной войны нервно курят в сторонке). Отдельный раздел посвящен персонификации ведовских представлений – домашним духам, спутникам ведьм (так называемым фамильярам). В общем, в наличии небольшой дьявольский бестиарий.

Дальше...


Итак, ведьма в средневековой Англии – это чаще всего женщина каким-либо образом (внешностью, поведением, волей случая) выпадающая из привычной традиционной картинки мира - знахарка, старуха, вдова, одиночка или просто бродяжка. Ведьма априори олицетворение зла - существо зело уродливое, злобное, полу женского, характеру скверного и агрессивного, в общем, - социально чуждое. И дабы не смущать умы обывателей «необычностью» данной женщины и, не дай боже, возбудить у них желание думать и развивать свой ум, британское правительство решает очистить общество, да и заодно отвлечь народ от более серьезных социальных, экономических, политических проблем, выведя колдовство из сферы церковной юрисдикции и закрепив за ним статус уголовного преступления, то есть действия, направленного на возмущение общественного порядка и нанесение вреда обществу.

Как итог – развитие фобий «ведьмомании» и «демономании», селекция нового идеального вида преступления, не требующего доказательств и опровержения. И наказание за это преступление – предполагается исключительно в виде смертной кары (а ведь в начале Нового времени, наказания смягчились - так, в случае приравнивания ведовства к мошенничеству, применялось наказание в виде тюремного заключения и/или возмещения ущерба). Преступницы наказаны, народ получает порцию зрелищ, попутно отдельные личности избавляются от неугодных соседок/соперниц/..., деньги поступают в казну, никто не бунтует – ведь первым делом нужно избавиться от более страшного зла, а бунты и требования - как-нибудь потом. Все счастливы и довольны, тишина да порядок.

У автора получился довольно интересный обзор социального явления «ведьма», интригующий. Хоть и смущает переизбыток терминологии в тексте, но ведь это и не художественное произведение. Так что всего в меру, всего довольно.

Как мне кажется, автору немного удалось распутать таинственный клубок «магия-религия-колдовство-ересь», а то, что осталось лежать не распутанным на дне старинного сундука, пусть таковым и остается - слишком уж скучно будет жить без тайн и загадок.

Версии вроде этой - "хлеб того времени часто выпекался из ржи, зараженной галлюциногенной спорыньей, что вызывало у населения глюки на тему метлы, летающих дамочек и дьявола, вылезающего из печной трубы соседнего дома", - автор не рассматривала. А жаль...
картинка sher2408
Ведьмины весы. За "связь с дьяволом"судили женщин не по поступкам, а по их весу. Считалось, что ведьминская метла в полете не выдержит более 50 кг, поэтому вес считался основным доказательством .
картинка sher2408
"Любовный приворот" (Картина фламандской школы XVII век)
картинка sher2408
"Ведьмы", Давид Тенирс младший

Книга прочитана в рамках «Книгомарафона». Октябрь 2014.

Комментарии


Судя по цитатам, книга улётная :) И рецензия заинтриговывает. Возьму книгу на заметку, спасибо!)


Не за что)) Правда возникали некоторые препятствия во время чтения - рассчитана книга явно на историков, и местами тяжеловато читать из-за обилия терминов и фамилий, например, на главе, посвященной истории исследования ведовства, я забуксовала, запутавшись в исследователях, пришлось себя подталкивать (это точно были происки ведьмы-соседки). Но в целом интересная монография)))


Рецензия очень заинтересовала! Спасибо:) Книгу взяла на заметку.
И картинки отличные)


Спасибо)
Предупреждаю сразу - все картинки подбирала из сети. В книге только черно-белые эстампы.


Это не страшно)
Я всё смотрю на последнее изображение - до мурашек пробирает.


Да, у художника отличная фантазия! Летающая щука, гоняющаяся за летучей мышью - это же надо было додуматься, не говоря уж об остальном)))


Меня больше всего впечатлили черти и бабуся-ведьма)) Да, фантазия у художика отменная:))


Очень, очень интересно! Спасибо!


Рада, что заинтересовала))


Любопытно будет прочитать, первая цитата действительно улет)


Желаю открытий:)