Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

18 апреля 2024 г. 15:02

394

4 Кавалер, помни - не сотвори себе кумира

Сюда я пришла после отзыва. Не самого, признаться, лестного - но я поняла, что такое люблю, и неплохо бы ознакомиться.
Если имя Манон Леско и не является нарицательным - то думаю, что оно достойно встать в один ряд с такими выдающимися женщинами, как Кармен, Миледи и прочие...
Вот и встретились два одиночества: кавалер де Грие, добродетельный юноша, чуть ли не вот-вот готовый принять духовный сан, но сердце его пленила гений чистой красоты непревзойденная Манон Леско. Мало у парочки было проблем: ну мезальянс, и отец никогда не даст своего согласия на такой брак - но для такой возвышенной страсти это не помеха.
Проблема тут у нас - в головах. На дворе 18й век - и люди действительно делятся на агнцов и козлищ, либо непорочные и добродетельные, либо испорченные и пагубные. И пускай наша Манон настолько прекрасна, что у людей при виде нее то коленки подламываются, то усы закручиваются, но внутренне... Она такая - "птичка певчая не знает ни заботы ни труда", любит развлечения и наряды и чтобы на них не тратиться. Ну а кавалер - просто влюбленный дурачок, и прям признает ее право на развлечение. Видимо, что-то еще там в мозгу водится, если он подмечает, что без развлечений его ангелоподобное создание показывает ему небо в алмазах.
Первая моя мысль была - кажется, все должно быть наоборот. Немного уже привычней, когда мужчина - мот и соблазнитель, вроде Лавлэйса или виконта де Вальмона, а девушка невинна и непорочна. Особенно когда наш кавалер, страдая, с рыданиями обрушивается на постель - аки диснеевская принцесса картинка bumer2389 Я хотела было удивиться - но потом решила: страдай, родной, страдай, какие твои годы. А широкими мазками написанные характеры - ну примета времени. 18й век, и о чувствах принято говорить - но за любое "недостойное" поведение можно и в приют/монастырь отправиться. Мне вспомнился Анна Радклиф - Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в черное , где оба юных существа - добродетельны и непорочны, и только мамаша воду мутит. Конечно, выкручены не только характеры - но и страсти, и кавалер не просто влюблен - у него прям истерические припадки случаются. И уже даже на влюбленного дурачка не спишешь, он так и называет ее - кумир, и это уже действительно больше напоминает поклонение.
Французские "Бонни и Клайд" 18 века - мелькнула у меня такая мысль, но... Конечно, почему бы Манон с ее-то внешностью не выбрать довольно древний, но эффективный способ заработка на свои удовольствия - но для этого у кавалера должны были быть покрепче нервы. Серьезно - три раза повторяется одно и то же, а всей его решительности хватает только - броситься вслед. Вроде повесть и небольшая - но жутко затянутая в середине. Три эпизода одного и того же... Даже Шекспир так не издевался над своими героями (и читателями). "Умри, несчастная!" - и все, отмучились. Головой думать тоже полезно - а не "влюблен, влюблен"...
Сколько бы не причинял автор нам прекрасного - а повесть неумолимо близится к развязке. В конце второй части меня еще зацепили рассказы об Америке 18го века. Ну, по сравнению с Францией, конечно это было место - дикое, куда ссылали за "недостойное поведение и поступки". Не поняла, кого кавалер называл дикарями - какие-то местные племена или таких же как они "жертв страстей". Ну а конец - меня удовлетворил. Вполне.
Хотя подобные персонажи - признаюсь на духу - и в жизни, и в книгах порядком раздражают, повесть считаю вполне достойной внимания. Французские страсти, два сердца, стремящихся друг к другу, но... Думаю, она достойна встать в один ряд с Мопассаном, Мериме, Бальзаком. Поэтому посоветую - любителям классических новелл и вышеперечисленных писателей. Если признать право героев быть влюбленными идиотами - повесть начинает играть всеми красками. И позвольте закончить словами Аро из "Сумерек":
Сногсшибательная страсть
*Слушала в исполнении Александра Балакирева. И... немного двойственное впечатление. Восхитительно он читает, очень красивый тембр - но чересчур уж возрастной. Не очень подобный зрелый образ коррелируется с порывистым юношей. И - чуть более надрывно и меланхолично, чем хотелось бы, до того, что хотелось героя потрясти. Поэтому - слушать было приятно и удобно, но слегка медленно и печально.

Прочитано в рамках "Игры в классики"