Больше рецензий

SollyStrout

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2024 г. 17:06

66

4

Книга повествует о судьбе одного талантливого мальчика-сироты Жени, которого пригласили из детского дома Липецка в Москву, в хор мальчиков. Повествование ведется от его имени. В начале повести он предстает перед нами семнадцатилетним юношей. Сейчас он пионервожатый в лагере. И на него нахлынули воспоминания.

Начинает он рассказ с 1948 года. В ту ночь в Ашхабаде произошло землетрясение. Его родители трагически погибли, а он чудом был спасен. После этого мальчика определили в детский дом в Липецке. Именно там его заметит Виктор Константинович Наместников и пригласит учиться в хоровое училище в Москву. Там же Женя и будет жить на полном обеспечении, ведь ученики в училище приезжают со всей страны. И основная часть повести это жизнь и взросление героя в стенах этого учебного заведения. Но самое начало истории, где мы знакомимся с судьбой мальчика, сразу располагает к нему. Он мало помнит о той прошлой жизни, ведь в училище он попал совсем юным мальчиком. Но он сохранил дружбу с одной из воспитанниц детдома. А еще к нему в детдом приезжала женщина, знакомая родителей. Она привезла много гостинцев. Но самое главное, что она сделала, она рассказала ему о его родителях, о его родственниках, отдала фотографию родителей, с обратной стороны которой были записаны данные о их могилах на кладбище в Ашхабаде. И цель этого юноши – стать самостоятельным, заработать денег и совершить поездку туда.

А далее идет рассказ о его жизни в училище. Новый город, новые друзья, первые успехи, любовь, встреча с мошенниками, преодоления.

У главного героя повести есть прототип. В 1950 году молодой Александр Рекемчук, студент Литературного института, напечатал в газете "Московский комсомолец" очерк о воспитаннике Московского хорового училища, который был очень одарен музыкально и вокально, мечтал стать оперным певцом, но в переходном возрасте потерял свой певческий голос. Но у мальчика обнаружился композиторский талант, он поступил в Московскую консерваторию. Очерк назывался "Студент-композитор Родион Щедрин". Позже, в 1970 году, на основе этой истории будет написана повесть «Мальчики». Судьба известного композитора частично, именно в сфере профессии, схожа с судьбой мальчика. В повести любовью Жени Прохорова становится девочка Майя, в то время как Родион Щедрин был женат на Майе Плисецкой. Только судьба семьи Жени – это совсем другая история. Прототипом руководителя Московского хорового училища Виктора Константиновича Наместникова, пригласившего Женю в хор, является выдающийся советский хормейстер Александр Васильевич Свешников. Вообще много фактов и истории своего времени использовал автор в повести. Интересно с этим познакомиться.

Повесть вышла в 1970 году. А уже в 1972 году вышел одноименный фильм, в котором Александр Рекемчук был сценаристом. В фильме звучит музыка, песни. Книга для меня оказалась совсем не музыкальной. Это скорее история взросления человека с довольно непростой судьбой. Друзья, личная жизнь, последствия своих поступков. Трагедия с его будущим в профессии происходит у нас на глазах. Вот что касается жизни и быта ребят именно как певцов, здесь все описано подробно и правдиво. Регулярный медосмотр, период ломки голоса. Честные разговоры о том, что из этих воспитанников единицы продолжат свой путь в силу многих причин.

...вообразили о себе невесть что или соблазнил их кто-то — полетели, понеслись… И только крылышки обожгли.

Так и происходит и самим Женей, и с другими воспитанниками. И здесь главное не сдаться, не сломаться, найти свое призвание в жизни, свое любимое дело. Это автору неплохо удалось донести.
Женя ведет переписку с другом из детдома, который сбежал, но не опустился. Он просто хотел быть самостоятельным, свободно жить, дружить, общаться с девушками, иметь свои собственно заработанные деньги. И что думает по этому поводу Женя.

— Ну, а что, если в мои неполные семнадцать лет у меня все уже это было?
Было. Всё.
И дорога в неведомый мир. И первый успех. И слава. И первое разочарование. И первая любовь. И даже вторая.
Если я — вот в эти мои неполные семнадцать лет — знаю, что все, чем могла побаловать меня судьба, уже не впереди, в позади…

Финал и заканчивается резко, неопределенно, когда Женя приходит сдавать экзамены в консерваторию. Читателю не хватает законченности. Но зная историю жизни его прототипа Родиона Щедрина, можно понять, что все у главного героя будет хорошо. А если вернуться в начало повести, когда семнадцатилетний парень начинает свой рассказ-воспоминание, можно увидеть спокойного, цельного, уверенного в себе человека. Он пережил потерю родителей, потерял голос, но не сломался. Это самое главное, что мог донести автор. И музыка здесь выступает лишь фоном.