Больше рецензий

14 апреля 2024 г. 17:38

107

4

Этот отзыв – один большой спойлер.

Я люблю детективы, тесно переплетённые с социально-психологической драмой. Именно поэтому я с интересом прочитала «Ледяную принцессу» Камиллы Лэкберг, и «Вкус пепла» меня не разочаровал. Циничное убийство ребёнка, как валун, брошенный в затхлый прудик, выплёскивает множество проблем, конфликтов, бед, втиснувшихся в маленький, но очень живописный шведский городок, а сама история поднимает, - или, по крайней мере, задевает, - множество социальных проблем.

При жизни семилетняя Сара Клинга не была примерной девочкой. Совсем наоборот. Сара не могла усидеть на месте, её внимания не хватало для хорошей учёбы, из-за неудач она раздражалась, бурно выражала свою досаду, дралась с детьми, обижала младшего братика. И, когда рыбак выловил её бездыханное тело из моря, можно было бы решить, что Сара пала жертвой своей неуёмной, необузданной энергии - пошла гулять к морю и сорвалась с пирса. Но результаты экспертизы уверяют, что это не так: тело девочки покрыто синяками, а в лёгких обнаружена мыльная вода, как из ванной - Сару утопили и выбросили в море. Пока полиция, ища убийцу девочки, извлекает на белый свет множество запутывающих семейных тайн, ловит растлителя и создателя детской порнографии, выясняется, что девочку перед смертью накормили пеплом, притом далеко не обычным: этому пеплу более шестидесяти лет, в нём содержатся частицы человеческих останков и крошки гранитной пыли...




А ниже - уже явные спойлеры.

Старый пепел ведёт к красивой женщине, которая никогда никого, кроме самой себя, не любила. Всех людей она беспощадно использовала с юных лет, чтобы получить удовольствие или какие-то блага. Манипулировать бессердечная красавица умела в совершенстве. Сначала она вила верёвки из богатого отца, чтобы получить лишние наряды, затем были поклонники, которые дарили ей внимание и услаждали тело. Она знала, как добиваться своего - манипулировала мужчинами она филигранно; знала, как выглядеть невинной, почти каждую ночь сбегая из дома в чью-то постель. Затем был муж, простой каменотёс, с которым её связала их неосторожность; он терпел её презрение и ненависть, стараясь заслужить любовь заботой, не принятой у мужчин его эпохи, подарками, планами на переезд. Четыре года с мужем и сыновьями были самыми страшными в жизни этой женщины - бедность, грязь, убогие соседи, страшные, тяжёлые роды, ненавистные супружество и дети. Пожар в доме освободил её, позволил сбежать в другую страну и начать новую жизнь, взяв из старой только шкатулку, наполненную золой с пожарища. Но молодость женщины пришлась на первую половину двадцатого века, бурную, непредсказуемую, затратную; она вернулась на Родину, изо всех сил сохраняя видимость благополучия.
У неё никогда не было никаких стремлений, кроме беззаботной жизни за чужой счёт, комфорта, секса, увеселений, удовлетворения тщеславия; внешность до весьма солидного возраста была её главным оружием. Ей, презирающей окружающих людей, было безразлично мнение общества, поэтому она легко соглашалась быть содержанкой, не связывая себя узами брака, ей много не надо - только деньги, комфорт, удовлетворённые тщеславие и тело. Эта женщина была пустой, расчётливой, жестокой. Она жестоко мстила за отказ, легко убивала мешавших ей людей, жестоко мстила за обман, ненавидела и не прощала тех, кто ей отказывал. А также с упоением истязала беззащитного ребёнка, запирая его в подвале и насильно кормя «смирением» - горьким пеплом с пожарища, которым когда-то наполнила деревянную шкатулку. Она истязала девочку за то, что она не красавица, за то, что не игрушка, а живой человек, за то, что не может в виду своей детской слабости дать достойный отпор своей матери.

Вторая женщина не доводилось первой родной дочерью. Красота досталась ей ценой железной самодисциплины, самоограничений, труда; у неё, в отличие от матери, были жизненные цели, и достигала она их собственными усилиями, потому что ей не на кого было рассчитывать. Судьба с детства не баловала её: у неё была только мать, да и та приёмная, жестокая, нелюбящая, самодовольная. И умением манипулировать, убеждать она была одарена не столь щедро, как мать. Но было нечто, в чём эти две женщины были, словно родные - в жестокости, в ненависти к людям, в нежелании прощать, в мстительности, подлости. Также их объединяла голубая шкатулка с горьким пеплом с большого пожарища: она была единственным предметом, что приёмная дочь взяла с собой в новую жизнь.
Вторая женщина усвоила от своей матери урок: никто не смеет её предавать и обманывать, поэтому со всеми, кто рискнул (на её взгляд) это сделать, она убивала, ещё более жестоко и хладнокровно, чем мать: не сразу, а истязая на протяжении многих месяцев.. В отличие от приёмной родительницы, она дорожила своей репутацией, репутацией семьи настолько, что была готова уничтожить малейшую угрозу. Даже если угрозой был член её семьи.

Кто убийца, лично для меня стало ясно с первых страниц: поведение этого персонажа сигнальное, самоизобличающее. Возможно, так и было задумано, а если это всё же авторская неудача, то не самая значительная. Детективная составляющая словно сторонится, чтобы уступить место социальным и психологическим составляющим, персонажам, - даже эпизодическим, - у которых есть своя, пусть небольшая, но интересная мне сюжетная линия, поднимающая важные проблемы. Обучение детей с дефицитом внимания и гиперактивностью, с синдромом Аспергера, разделение обязанностей в семье, абьюзивные отношения с супругами, с родителями, одиночество, цена невнимания к детям, последствия жестокого с ними обращения... Но самое главное - родительство, особенно материнство, в разных его модификациях. Это и его тяжёлое начало, когда ребёнок максимально зависит от родителей, особенно от матери; воспитание ребёнка с особыми потребностями; переживание самого страшного - смерти ребёнка...