Больше рецензий

Blacknott

Эксперт

Взгляд из Улья

10 апреля 2024 г. 06:14

209

4 Детектив внутри старого кино

Вторая книга из так называемой "Венецианской трилогии" (первая часть "Смерть - дело одинокое", а заключительная "Давайте все убьем Констанцию"). Но по сюжету она ничем не продолжает события начала приключения главного героя. В первой части он еще никому не интересный (ну почти не интересный) писатель-неудачник, а здесь алтер-эго самого Брэдбери (ну а с кого еще автору списывать образ писателя?) уже добился определенного успеха - он молодой сценарист в Голливуде.

В этом киногороде и происходят описываемые происшествия в романе. Кто-то в ночь Хэллоуина то ли мрачно шутит, то ли пытается начать какую-то свою игру (шантаж, нет?), подсовывая нашему сценаристу фальшивый труп бывшего хозяина киностудии, погибшего в странной автокатастрофе 20 лет назад.

После этого читателям открывается почти фантасмагорический мир Голливуда первой половины прошлого века. Автор нашел для себя великолепную нишу, где он отрывается по полной программе, смешивая реальные вещи с бутафорными и вообще не существующими. Сразу скажу, что обилие имен старых актеров, режиссеров и других причастных к кинопроизводству людей зашкаливает. Как и воспоминаний о фильмах, которые скорее всего никто из нас не видел.  Это, конечно, поначалу сильно напрягает и ни капли не помогает понять, что происходит в этом с виду сумасшедшем бардаке.

Тут что ни личность, то философ, комедиант или даже оракул. Все говорят на таком высокопарном, аллегоричном и интеллектуальном уровне, что не всегда всех и поймешь. Хотя с количеством прочитанных страниц приходит другое понимание. Такого не может быть в реальности. Не могут все так умничать и красиво, по-театральному глаголить. Автор жжет и балдеет от мира, куда он сам себя запустил, да и который ему известен не понаслышке.

Поэтому с определенного момента лично я бросил вникать в фамилии, имена и пространные спичи героев, просто наслаждаясь авторской стилистикой. Уверенный в том, что рано или поздно даже такой великий писатель спустится на средний уровень читателя и объяснит, что же здесь творится и что он задумал.

События между тем постепенно разворачиваются в любопытный нуар-детектив, где появляется таинственный человек-чудовище, обнаруживается подземный тоннель от могилы бывшего владельца к кабинету нынешнего управляющего кинокомпанией, вскрывается правда об автокатастрофе 20-летней давности, другие неожиданные детали. Которые нашему молодому сценаристу помогают вскрыть знакомые персонажи из первой книги трилогии: детектив Крамбли, любитель покопаться в собственном саду, а на досуге написать книгу-другую; слепой Генри; и голливудская актриса "на пенсии" Констанция Раттиган.

В целом книга на меня произвела неоднозначное впечатление. Интересно и классно читать, как пишет Рэй Брэдбери. Но хотелось бы еще и быть в теме. А тут большой провал по кинообразованию, слишком ранний период используется. А вот детективная линия как раз понравилась. Любопытный, интригующий сюжет, не стандартно поданный с участием подчас гротескных персонажей, не упрощающих жизнь читателям.

Поэтому не уверен, что книга всем зайдет. Но если осилите хотя бы треть, то возможно зацепитесь за детективную составляющую романа, которая вас и проведет сквозь не простой лабиринт слов, выражений и мыслей автора.