Больше рецензий

Vary_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2024 г. 21:40

161

4.5 "Только инстинкт может толкнуть человека на убийство"?

Все-таки классика прекрасна.
Итак, перед нами родоначальник натурализма. Этот роман в меньшей степени, чем, например ,«Дамское счастье» можно отнести к производственному роману, но о работе железной дороги Франции XIX века вы узнаете много. Временами будет казаться, что слишком много.

Самое важное, что нужно сделать, если вы еще не читали этот роман, но планируете – это закрыть рецензию и не читать даже аннотацию.
Я очень жалела, что прочитала подробную, в которой не только писали о том, что Золя один из первых в литературе сделал попытку разобраться в психологии маньяка, но и назвали имя этого «человека-зверя». Если же не читать аннотации, то почти две первые главы ты будешь искренне думать: «А кто же из этих персонажей то самое «животное»? Да, более правильным вариантом перевода является животное. Наверное, в слове «зверь» все-таки есть какое-то благородство, а Золя пишет именно о животных, самых низменных инстинктах.
У Горького есть интересная цитата, когда герои обсуждают «Демона» Лермонтова, один их них говорит: «Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть?» Во время прочтения, я вспоминала ее несколько раз, потому что наш уважаемый натуралист изобразил таких персонажей, что из всех «зверей» именно маньяк вызывал хоть какое-то сочувствие.
Роман отличный, однако повествование все ж не всегда однородное. Во второй и, кажется, в девятой главе мне хотелось восклицать: «Эмиль, ты гений! Я восхищена! Я прочитаю всех Ругонов с Маккарами вместе!» В другие же моменты я причитала, что в принципе уже усвоила основы паровозовождения и можно теперь не так подробно писать об этом, но Золя был неумолим . Однако все это не повлияло на общее впечатление. Роман очень достойный.

Спойлеры
Теперь поговорим о животных. Прошу прощения, героях)
Рубо. Прекрасный влюбленный в свою молодую жену муж. Он готовит завтрак, ждет ее, мечтает. Разгон от этой романтики до «схватил за волосы и начал бить головой о пол» страниц пять, не более. Приревновал мужчина, понимаете ли. Не буду писать к чему приведет его ревность в дальнейшем. (Кстати избиением женщин грешит там не только Рубо).
Северина. В общем-то героиня вызывала сочувствие до определенного момента. Не прям жгучее, потому что она несколько инертная. Мне тяжело переживать о людях, которые сами о себе не переживают, хотя ее история, безусловно ужасна. Затем в героине происходит перемена. Но автор продолжает описывать ее как некое воздушное и чистое создание. Чего стоит только фраза: «Кроткая, нежная, она не могла убить сама» (т.е убийство с кем-то или планирование такового - это совсем другое дело, оно воздушности образа не мешает).

Нам встретятся несколько героев, которые будут убивать: кто ради денег, кто из ревности (здесь даже не один человек, французы такие эмоциональные оказывается), будет даже массовое убийство. Золя показал, что преступление может совершить человек, от которого этого совсем не ждешь. В общем-то, любой, в ком животное начало возьмет верх. И эта мысль у него проработана прекрасно.

Отдельные моменты:

Образ Лизон. Немного странно писать «образ» про паровоз, но автор прекрасно передал женскую сущность Лизон. Более того, сущность очень хорошей женщины. А таких в романе мало. (Пожалуй Лизон да Луизетта)

Кабюш. Очень классный момент. Я не знаю, сколько раз автор употребил, описывая его внешность и диалоги о нем, эпитет «звериный». Это страшный человек, напоминавший внешне зверя. И это самый положительный персонаж)

Все мы знаем, что преступник часто возвращается на место преступления. И только Золя, наконец, объяснил мне зачем. Убийцу томит «Жгучее, неутолимое желание знать, желание зачастую побуждающее преступника выдать себя, лишь бы только не оставаться в неведении"

Описание ЖД катастрофы. Это было жутко. А когда еще знаешь, что стало причиной..

Золя сознательно использовал в истории «Человека-зверя» по меньшей мере три подлинных уголовных дела.

Идея, которую взял Золя в книге Ломброзо «Преступный человек» мне все ж не близка. Я не считаю, что «только инстинкт может толкнуть человека на убийство», но воплощена она здорово.

Помните анекдот, когда жена через мужа передавала записки его любовнице? Это тоже отсюда)

А еще очень интересно, что Золя много пишет о страсти, о вожделении, герои весьма просто относятся к супружеским изменам, это все описывается, но парадокс в том, что эти, часто безнравственные сцены, переданы весьма нравственно. Вот здесь авторам современных романов (как и фильмов) стоило бы поучиться. Совсем не обязательно показывать/описывать всё, чтобы передать страсть.

Очень качественно описан суд. Все как в любое время. Если расследование может навредить респектабельным семьям, то лучше закрыть это расследование.

И пара небольших минусов:
- Почему у женщин не было синяков, несмотря на такие сильные избиения (особенно первое)?
- Забавный момент, когда героиня спустя два дня после знакомства " не знала любила ли она его".

Цитата будет одна:

"Она была еще моложавая, несмотря на свои 32 года"

Тут просто ушла плакать)

Роман рекомендую. 9 из10