Больше рецензий

6 апреля 2024 г. 07:06

50

5 Спойлер Любовь или дорога в ад.

«В первый день мая, в год одна тысяча шестьсот восьмидесятый от рождения Господа нашего мы, монахи-фанцисканцы, Эгидий, Романус и Амброзий, были посланы отцом-настоятелем из города Пассау в монастырь Бершстесгатен, что близ Зальцбурга. Я, Амброзий, был самым молодым – всего двадцати одного года от роду.»
Так начинается эта история о вере, любви и безумии. Как вы уже поняли наш лирический герой  - это молодой монах Амброзий, который отправляется в монастырь, по дороге к которому он встречает девушку по имени Бенедикта,  дочь палача, прекрасное создание с добрым сердцем. Обстоятельства их первой встречи дают читателю не только представление о девушке и том, каким был молодой монах в начале истории, но и о старших товарищах Амброзия, что несмотря на веру живут предрассудками и суевериями. Остановившись помолиться  за упокой повешенного убийцы они бранят Амброзия за доброе отношения к дочери палача. В дальнейшем мы, глазами героя, будем видеть, что духовенство далеко не всегда следует идеалам веры, а власть церкви может легко закрывать глаза на то, что им невыгодно или неугодно.

Так же мы узнаем о силе родительской любви и любви ребёнка к отцу. Семья старого, больного палача, состоящая из него самого и дочери противостоит презрению со стороны общества. Несмотря на род деятельности мужчины мы понимаем, что этот человек готов, будучи немощным стариком, встать на её защиту. Бенедикта упоминает,  что существует грех, который палач простил своей почившей жене. Этим грехом является то, что Бенедикта ребёнок другого мужчины, но несмотря на это старик воспитал доброе дитя и любил его, как родную.  Дочь же, как мы в последствии узнаем, знает об этом, но отца любит все-равно.

Но так как мы, как читатели, наблюдаем за всем взглядом монаха, то некоторые качества Бенедикты стоит ставить под сомнение, ибо он влюблен и почти обожествляет девушку. Это не отменяет ее доброты, но исходя из того, что Рохан, о нем расскажу дальше, сообщает в конце - можно судить, что она не всегда была честна с героем.

Итак, помимо Бенедикты и Амброзия есть ещё одни немаловажный герой - Рохан. Красивый, но надменный и жестокий юноша. Опять же со слов монаха. В него влюблена Бенедикта, что в итоге и служит тому, что молодой монах сходил с ума окончательно. Более того, мы узнаём, что они брат и сестра по отцу, что не мешает им вступить в кровосмесительную связь.

Вернемся к Амброзию. По сути, мы видим молодого человека, что, как он сам подчеркивает, не встречал прежде ничего кроме служения Богу и не испытывал других чувств, кроме любви к Всевышнему. Но встретив Бенедикту он настолько очарован ей, что влюбляется и вырисовывает вокруг неё образ абсолютной невинности. Со временем он сходит с ума от этой любви и от противостояния внутри себя.  Сходит с ума настолько, что греховное чувство и вера сливаются воедино и единственной его целью становится защита невинной девы. Амброзием овладевает одержимость. Это и приводит его к тому, что глас Божий он путает с наставлением дьявола. На протяжении всей истории мы ощущаем изменения происходящие в герое и то, как это безумство разрастается в нем, как опухоль.

Так же мне особенно понравилось, что единственная, кто пришел к монаху перед казнью - это рыжеволосая Амелия. Для меня она стала образом демона, что помог зародиться безумию героя и который целуя руки,прежде невинному богослужителю,  за тяжкий грех, потворствует его сумасшествию.

Атмосфера передана в книге просто превосходно: описание природы, рассказы о чудищах у черного озера и эдельвейсы, что девушка приносит монаху к келье, создают яркие образы в голове. Читая буквально ощущаешь, что словно своими глазами наблюдаешь за всем происходящим и чувствуешь запахи, и звуки. Теперь эдельвейс(на деле не такой прекрасный цветок, как о нем говорят в легендах и сказках) будет ярким напоминанием именно этой истории.

Мне попадались рецензии, где говорится, что у иллюстратора, который работал над этим изданием, есть более сильные работы и, что сами иллюстрации не соответствуют духу книги. Насчет первого я не могу говорить так как не знакома с другими работами художника, но со вторым  не согласна, ибо в действительности отлично передано ощущение от происходящего на страницах. Например, на изображении шествия Бенедикты к позорному столбу мы видим, всю трагедию старика отца, которого заставили вести собственную дочь на пытку: он немощен, сгорблен и в отчаяние,  видим то, как девушка выглядит в глазах лирического героя, то, что в происходящем ужасе она почти великомученица окруженная небесным светом и то, какие же на самом деле истинные лица беснующейся толпы: свиные рыла, змеиные языки, жители преисподней. Или же в иллюстрации, где девушка принесла эдельвейсы монаху. Там она буквально изображена с нимбом, но это, опять же, восприятие происходящего главным героем. А вот в иллюстрации к убийству уже нет никаких фантастических образов, а лишь суровая реалистичность, ибо то, что происходит ужасно и без свиных голов и черепов.

На самом деле, покупая книгу, я не ожидала, что эта история мне понравится. Скорее хотелось иметь на полке красивую готичную книжку с  пугающим названием и устрашающими иллюстрациями. Прочитав же я осталась в каком-то неописуемом восторге. Несмотря на небольшой объем произведения мы видим полноценных героев, отличный сюжет, яркие образы и атмосферу. Так же поднимаются темы над которыми можно подумать, после окончания чтения. Даже концовка стала неожиданно неожиданной, да простят меня боги за тавтологию. Эта книга несомненно стоит потраченного времени и, скорее всего, я перечитаю ее ещё раз позже.