Больше рецензий

31 марта 2024 г. 20:00

655

5 Спойлер Феномен Зоны

О Зоне слышали, пожалуй, все. Она проникла в круги, казалось бы, непересекающихся интересов. Легендарная игра «S.T.A.L.K.E.R», одноименная серия книг по мотивам вселенной игры, «Сталкер» Андрея Тарковского, сценарий к которому написали сами авторы, – все это является незабвенной классикой. Даже экстремальное развлечение в виде посещения заброшенных объектов приобрело название сталкеринг.

Выражаясь на языке Стругацких, из Зоны уже вынесли и продолжают выносить огромное количество культурного хабара.

Почему концепция, завязанная на объедках со стола высших цивилизаций, оказала такое колоссальное влияние на культуру?

Субъективно повесть сильного эмоционального эффекта на меня не произвела. Если говорить о стройности мысли и повествования, между сравниваемыми «Пикником на обочине» братьев Стругацких и «Солярисом» Станислава Лема, я точно выберу последний роман.

Но Зона. Она магическая, магнетическая, незабываемая. Такая идея точно не отпустит. И как мы видим, действительно не отпускает. 50 лет прошло, а ее наследие живее всех живых. Подобно тому как жизнь героев поставлена в прямую зависимость от Зоны, так и у читателя возникает мысль, что все повествование вторично и порождено Зоной, существует, чтобы существовала Она.

Сюжет

Действие повести разворачивается в неустановленное время, предположительно в европейском англоязычном городе Хармонт.

За какое-то время до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земле возникает ряд Зон – областей, нарушающих все известные земной науке законы, и наполненных артефактами внеземного происхождения. После того как было установлено пагубное влияние Зон на все живое, их оградили и взяли под строгую охрану. Любые проникновения на их территорию, не продиктованные научными целями, стали нелегальны. Поскольку сила действия равна силе противодействия, вблизи Зоны в Хармонте появились сталкеры – люди, профессионально занимающиеся контрабандой артефактов из Зоны.

Повесть складывается из эпизодов свободной жизни Рэдрика Шухарта, прерываемых периодическими отсидками за вылазки в Зону и продажу артефактов.

Фантастика. Контакт с Богом или инопланетными цивилизациями?

Зона не столько как явление и единственный источник заработка, а скорее как непознаваемая идея полностью подчиняет себе жизнь Рэда. Шухарт выступает в качестве собирательного образа человека, безнадежно упершегося в мечту, которой не суждено сбыться.

Главный герой - человек, верящий в мусор и продающий мусор.

Несмотря на несчастную жену и покалеченную Зоной дочь Рэдрика – Мартышку, постепенно теряющую человеческий облик, Зона продолжает манить героя блеском Золотого Шара – артефакта, который, согласно легенде, может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит.

Люди покинуты Богом или покинуты высшими цивилизациями? Я бы сказала, что скорее не интересны ни первому, ни вторым.

Человека Зона высвечивает как существо жалкое и примитивное, не только в связи с тем, что мирские выгоды для него - предел (так, например, в артефакте человек видит смысл только потому что он сопоставим с денежным эквивалентом), но еще и потому, что вся та отверженность и бесстрашие сталкеров и ученых - это не вера, не стремление, а всего навсего узость мышления. Артефакты с бесконечным потенциалом и великой тайной низводятся в класс механизмов, удовлетворяющих бытовые потребности.

Мем про медоеда помните? Вот в космическом ютубе наверно вполне мог бы существовать аналог этого ролика только с человеком в главной роли.

Хочется провести еще одну параллель с "Солярисом" Лема. Фантомы Зоны, один из которых в жуткой сцене воплощается в отце Рэда, очень напоминают гостей Соляриса. Только вот гости в "Солярисе" - это канал, способ дотронуться до человеческого сознания, а в "Пикнике" фантомы представляются скорее побочным эффектом, преломлением, отразившим человеческую безобразность.

Высшим цивилизациям нечего почерпнуть у человечества, выступающего для космоса чем-то в роде муравейника. А Бог землю покинул, ужаснулся и оставил копошиться в своих чудесах.

Политический подтекст. Наследие СССР.

Чем больше читаешь, тем яснее из фантастического переносишься в политическое.

Финальная сцена как будто ставит точку и утверждает, что никакими инопланетянами тут и не пахло, а вот совком пованивает.

«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» - такое желание выкрикивает Рэдрик Золотому шару в последней строчке повести. И мечту эту он даже не отрывает от сердца, а в замешательстве перед пустотой собственной души повторяет за Арчи, которого сам же привел на убой в качестве платы Зоне. Даром ли выходит счастье, если за него в мясорубке должен погибнуть безвинный юноша?

Вспоминая коммунистические идеалы, выходит, что – да. Можно сказать – даром.

В основу «Пикника на обочине» положен рассказ Стругацких «Забытый эксперимент». Зона там тоже есть, только не внеземная, а рукотворная. Вместо золотого шара - двигатель времени, вместо воющих фантомов Зоны – лоси с заплесневелыми глазами. «Забытый эксперимент» разворачивается в советских реалиях, но не имеет явных коннотаций с критикой условного советского эксперимента, что отличает рассказ от повести.

Повесть цензурировалась и долго не переиздавалась, режим чутко отозвался на нападки в свою сторону.

Явно это транслируется и в других фрагментах текста

«А про себя я так скажу: что я у вас там в Европе не видел? Скуки вашей не видел? День вкалываешь, вечер телевизор смотришь, ночь пришла – к постылой бабае по одеяло, детей делать...И Зона наша, сука стервозная, убийца, во сто раз милее мне в этот момент была, чем все эти Европы и Африки.»
«...вся беда в том, что человек – массовый человек, я имею в виду, - слишком уж легко преодолевает свою потребность в знаниях. На самом деле человек вовсе не имеет потребность узнавать. У него есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность все понять, ничего не узнавая... На этом, между прочим, построена вся политика. Дай человеку крайне упрощенную систему мира и толкуй всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует знаний.»

Наследие Зоны/СССР сквозит в нашей реальности. Даже жуткие артефакты старого режима начинают приносить извращенную пользу. Исковерканная память о государственных преступлениях делает людей бесхребетными подобно тому, как ведьмин студень делает человека бескостным.

Феномен Зоны в концентрированности трактовок казалось бы такого простого сеттинга. Достаточно кинуть одну гайку, чтобы она марлевым флажком задала направление для целого мира новых идей.

Великая книга. Великая Зона.