Больше рецензий

31 марта 2024 г. 14:13

186

2.5 Девочка-детектив расследует школьное убийство, или "тёмная академия" vs постмодернисты

Когда я купила книгу, среди всех абстрактно-восторженных отзывов на обложке меня изначально зацепил этот комментарий Франзена:

Под пышной шапкой пены в этом дебютном романе скрывается тёмный и очень крепкий напиток.

Мне подумалось: а зачем это ёрничанье туда вынесено, какой-то это всё-таки сильно сомнительный комплимент автору, или нет? Дочитав роман, подтверждаю - это действительно самое меткое описание и (милый?) тонкий подкол - надо выцедить очень много пены, чтобы добраться до “скрывающейся” сути и того, что мне, собственно, понравилось в книге. Но не большой любитель я пены в напитках, чего уж тут.

Наша главная героиня Синь ван Меер невообразимо начитанная профессорская дочка, а её отец - невообразимый красавец, фантастический повеса и бабник, будто бы интеллектуал, с неопределённым революционным прошлым (я почему-то только страниц через 50 сообразила, что Синь так-то зовут Блю, а до тех пор всё думала - откуда вдруг это китайское имя? Оказалось, имя переведено, чтобы оставить прозвища, в том числе такие убойные, как "Синька").

Героиня поступает в очередную школу и попадает в кружок таинственно-прекрасной учительницы Ханны, вынужденно знакомясь с другими её довольно странными протеже. Завязка типичная, я бы сказала даже, скучная, а ещё прямо в начале нам анонсируют, что Ханну в определённый момент найдут мертвой. Это вроде как и составляет интригу.

Наверное, главное в книге - это композиция и игра в автора-постмодерниста. Это мне не особенно понравилось, но попытка засчитана - видимо, автор вдохновилась Пинчоном и засунула в книгу, помимо обыкновенных отсылок, ещё выдуманных книг, мемуаров, имён и тд., предоставляя читателю во всём этом разбираться. Больше всего отсылок на кино - не знаю, возможно, поклонник старого Голливуда это и оценит, я их пролистывала. Вообще, это всё скорее имеет вид качественной имитации, но не интересной игры - налицо синдром “первого романа”: надо засунуть в книгу всё, да побольше, поэтому она получает вид симпатичный, но бесформенный.

К сюжету у меня тоже вопросы - все герои такие загадочные и нелогичные, но по сути-то просто нераскрытые. Вот, отчего Ханна вообще проявляет такой болезненный интерес к этим детям? Синь/Блю тоже не совсем дура и об этом задумывается:

Я не понимала, почему все-таки Ханна так интересуется моей жизнью, моим счастьем, моей прической. Да почему, собственно, и все-то наши ей интересны? Где ее взрослые друзья и почему она не вышла замуж, не обзавелась, как выражался папа, «всякой домашней требухой» (семейный автомобиль, дети и т. п.) согласно «сюжету комического сериала, которому люди усердно следуют, надеясь обрести смысл в своей расписанной по сценарию жизни»?

И не то чтобы на этот вопрос даётся ответ: концовка открытая и по уровню внутренней параноидальности тоже

немного в духе Пинчона
(то есть вот эти все тайные общества, глобальные заговоры, свержение правительств и тд и тп)
свернуть

Пускай я вообще-то люблю такие концовки, и при всей его скучности, у романа достаточно занимательная форма, у меня вообще ничего не осталось после прочитанного - это очевидно было не ужасно, но зачем мне надо было читать эту книгу? Чтобы узнать ещё одну историю взросления и сепарации девочки от придурка-отца, но с претензией, очевидно.

Книга прочитана в рамках игры Книгомарафон 2024 - март