Больше рецензий

26 марта 2024 г. 11:59

43

1

Чтобы не столкнуться с сильным разочарованием, не стоит рассматривать роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» как художественное произведение.
Первое, что бросается в глаза, это однобокие персонажи. Автор делит героев своей книги на две группы: идеальные, решительные, мудрые, стойкие герои, чуть ли не Боги, и ужасные, мерзкие в своей слабохарактерности вредители. Безупречность первых, впрочем как и отвратительность вторых, будет подчёркиваться на протяжении всех трех частей: автор придумает невероятное количество синонимов, лишь бы напомнить читателю, кого он должен любить, а кого ненавидеть. Но к таким героям тяжело испытывать какие-либо чувства, потому что смотрятся они картонно. При прочтении третьей части, получив удар по голове громадными диалогами, суть которых уже была передана раннее не один раз, испытываешь желание открыть окно, чтобы пустить свежий воздух в книгу, так как атмосфера складывается душноватой.
Созданный автором мир непонятен. Если в начале повествования могут прийти ассоциации с периодом Великой депрессии 20-годов в США, то потом еле-еле догадываешься, что сюжет разворачивается в альтернативной вселенной, где история Америки пошла не совсем привычным путем. Это мир, где государственные органы душат гениальных предпринимателей всевозможными ограничениями, стремятся к захвату собственности, руководствуясь идеологией общего блага. Главные герои не сдаются, и, наверное, из мести в свою очередь душат читателя своими пышными высокими речами, боготворя разум и отрицая пользу чувственной стороны жизни. Я могу допустить, что читала роман так невнимательно, что не поняла структуры придуманной вселенной. Но почему о холодной стойкости главных героев автор умудряется говорить часами, но на описание исторического фона не тратит и страницы?
Я потратила много времени, ожидая чего-то невероятного от романа, но потом пришла к пониманию, что относится к книге необходимо как к сцене, где Айн Рэнд через персонажей высказывает свои философские идеи об идеальном обществе. Тогда перестаёшь ждать от героев полноты и противоречивости характеров: герои выступают лишь передатчиком мыслей автора. С этой задачей они справляются замечательно: легко можно понять, каких людей Айн Рэнд уважает и какое общество эти люди должны построить. Наличие в образах таких героев жизни уже не требуется, и читать становится немного веселее.