Больше рецензий

18 марта 2024 г. 17:26

193

5 "Прелести" цензуры... или Как М.Ю. Лермонтов оказался под запретом...

картинка GaarslandTash

Радзинский в буккросинге практически не встречается... Во всяком случае мне его произведения на этих заветных полочках доселе не попадались.... И вот... такая удача! Пьеса "Снимается кино".... Пьеса, кстати весьма своеобразная, поскольку её название подразумевает двойственность восприятия. С одной стороны это название можно воспринимать как имеющее отношение к съёмочному процессу кинофильма... С другой - это рассказ Радзинского о запрете талантливой картины, о роли вездесущей цензуры, которая, как это ни странно запрещает то, что запрещалось в императорской России - вольнолюбие и свободомыслие... Для запрета фильма режиссёра Нечаева про любовь современников оказалось достаточно одной фразы известного киноведа, который признал, что в этой картине есть нечто высокое, глубокое, нечто лермонтовское... И ведь, что главное, подчёркивает нам в своей пьесе Эдвард Радзинский... Для самого киноведа эта фраза позволяет ей порисоваться перед своим окружением, почитающей госпожу Кирьякову "истиной в последней инстанции"... Является ли фильм Нечаева действительно таковым Радзинский в своём тексте не показывает... Возможно, что никакого отношения к лермонтовским мотивам режиссёр Нечаев и не имеет... Но крамольная фраза произнесена... И пошла писать... губерния... Из Минкульта ревностным ревизором является бывший однокашник и приятель Нечаева некто Тихомиров... За время, проведённое этим господином в Минкульте этот пронырливый чинуша премного понаторел в искусстве подковёрной борьбы... Как искусно Радзинский срывает с него и с других представителей худсовета, собравшихся на судилище над картиной Нечаева благообразные маски... Все они настолько жалки, мелочны и примитивны в своём стремлении опорочить доброго человека... Термин "нечто лермонтовское" служит для них чем-то вроде красной тряпки на быка... Никакой вольности и свободолюбия... Только инструкция, только желание во что бы то ни стало усидеть на тёплом месте... которое позволяет панибратски вести себя с настоящими творцами... Что и говорить, написана пьеса очень зло, сатирично... Радзинский бичует зло привычным для русской классики средством - смехом... И в этом я с ним полностью солидарен...