Больше рецензий

18 марта 2024 г. 16:50

524

4.5 Коротко о необъятном

Роман, не побоюсь этого слова, легендарный, но долгое время не мог к нему подступиться. В школе интереса не было, так, урывками, а потом объём отпугивал. Как выяснилось, зря. Толстой великолепный рассказчик. Несмотря на глубину и широту повествования, текст на всем протяжении романа постоянно увлекал за собой, не давая заскучать. По содержанию Война и мир - это художественно-философское произведение. С художественной точки зрения Льву Николаевичу удалось воссоздать эпоху и вплести в неё живой сюжет с полнокровными и разносторонними героями. Описание событий войны зачастую даётся глазами какого-либо героя, что делает его органичной частью сюжета.
Роман богат наблюдениями автора. Через персонажей раскрывается мировоззрение Л.Н. Толстого, его религиозность. Но эта религиозность не навязчивая, не абстрактная, она имеет конкретное практическое выражение. Андрей Болконский, Пьер, Николай Ростов переживают духовную трансформацию, им открываются ценности, которые для последних двух становятся залогом счастливой, хотя и весьма разной, жизни. В числе главных можно назвать любовь к ближнему и простоту, отсутствие излишеств. При этом Николай, будучи участником войны, в последующем становится крепким хозяйственником, основывающим свое управление на справедливом отношении к мужику как к главной составляющей своего благополучия и не брезгующим принимать самостоятельное участие в крестьянском труде. Пьер же мыслитель, гораздо больше занят духовными поисками себя и решением вопросов об общем благе. Благодаря своей внутренней свободе, Пьер, в отличие от давшего присягу Николая, вначале проявляет самостоятельность во взглядах, хочет иметь реальную картину происходящего, а не слепо выполнять распоряжения императора, а в последующем позволяет себе критиковать режим и даже считает возможным участие в тайных обществах.
Представляют интерес и женские персонажи романа, сквозь призму жизни которых можно понять взгляды самого автора. Так, красавица Элен, использующая свою внешность и обаяние для занятия высокого положения в обществе (часто компроментируя при этом мужа), в итоге не только не находит счастье, но и вовсе умирает при весьма туманных обстоятельствах. В то же время некрасивая, но светлая душою и религиозная княжна Марья, и непосредственная, живая (и весьма инфантильная) Наташа, которая после замужества перестаёт культивировать свою женскую красоту, позволяет себе не следить за манерами, набирает вес, обретают счастье в семье, в быту, в воспитании детей, являются любимыми жёнами.
Помимо проблематики счастья, духовного пути человека, Л.Н. Толстой высказывает свою точку зрения по многим вопросам. Наибольший интерес вызвали рассуждения автора о соотношении свободы и необходимости, по итогам которых сделан вывод, что невозможно говорить об абсолютной необходимости действий того или иного лица лишь потому, что наблюдателю никогда неизвестна вся совокупность причин и условий его деятельности, а также о развитии и методах науки в целом и исторической науки в частности, из которых следует, что история должна выявлять законы, по которым развивается человечество, а не заниматься описанием жизни правителей и иных «героев». Подобные размышления автора отличаются добротной аргументацией и свежестью в контексте времени его жизни. В свою очередь, сделанные по их итогам выводы объясняют пронизывающий сюжет красной нитью посыл автора о предопределенности судьбы, делающей незначительными усилия конкретного человека для общего хода вещей.
Разумеется, изложенное отражает лишь некоторые аспекты романа, вызвавшие у меня наибольший отклик, да и те лишь по верхам. Ведь в двух словах все идеи этого поистине многогранного произведения раскрыть невозможно.