Больше рецензий

Blacknott

Эксперт

Взгляд из Улья

8 марта 2024 г. 13:56

160

4 Книга о 15 несуществующих книгах

Писание романов есть форма утраты свободы творчества. В свою очередь, рецензирование - труд еще более каторжный и еще менее благодарный. О писателе можно хотя бы сказать, что он сам себя приневолил - избрав сюжет. Положение критика хуже: рецензент прикован к предмету рецензии, как каторжник к тачке. Писатель теряет свободу в своей книге, критик - в чужой.

Нестандартный сборник... книжных рецензий от гуру фантастического мира. На книги, которые сам Лем и выдумал! Таким образом он дал выход своей безграничной фантазии и любви к философствованию и, скажем так, к расчленению всего мира на составные кусочки. Автор так ловко жонглирует этими кусочками, что только диву даешься удивительному ходу мыслей писателя.

Даже предисловие, давшее название всему сборнику, смахивает на рецензию)) Которую вроде как пишет сторонний человек. Но в конце вдруг сие становится под сомнение. Ка бы не сам Лем от чужого имени все это написал. В общем, писатель прикалывается и веселится с самого начала. Хотя, как и всегда, здесь лишь доля шутки, а остальное очень остроумно и злободневно. Местами, конечно, не так понятно о чем идет речь (уверен, что найдутся единицы, которые знают все термины, которые использует автор)) и не все смешно.

Пятнадцать рецензий условно можно разделить на несколько групп.

Первая, где автор языком диссертации ученого рассуждает о всевозможных вещах и материях. Многие Лема называли как писателя, "съевшего не одну энциклопедию". Вот все это на вас и вывалится.  Например, расклад несуществующей книги "Новая Космогония", где все вертится вокруг идеи, что весь этот космос со всем, что в нем есть - это просто такая огромная космогоническая игра.

Вторая часть рецензий просто стёб. Чего только стоит как долго, упорно и настойчиво автор раскладывает по буквам, значениям и смыслам одно лишь название вымышленной книги "Гигамеш". Например, критик (ну, то есть Лем) расшифровывает это название как "Гигантская мешанина")) И это самое простое семантическое издевательство. А уж как оторвался Лем в ревью на мистическую книгу "Сексотрясение"! Тут и поржать есть где))

Часть рецензий я бы отнес к неудавшимся идеям книг Лема. Автор не смог их реализовать в полноценные сюжеты, превратив в чужую несуществующую книгу, лишь вкратце дав сюжет и, естественно, тут же критически его разложил на плюсы и минусы, смыслы и бессмыслие. К таковым точно относится рецензия на книгу "Группенфюрер Луи XVI". Любопытный, кстати, сюжет и роман был бы отменным. Если б его написал Лем.

Несколько нереальных печатных изданий вступают в прямое противоречие с уже существующими шедеврами литературы: "Робинзонады" (где Робинзон на острове выстраивает оригинальный виртуальный и очень даже глючный мир) или "Идиот" (здесь просто прямая попытка наезда на великий одноименный роман Достоевского).

Проходится мэтр писательского мастерства и по самому смыслу существования литературы, критикуя никогда не выходившую книгу под названием "Ничто, или последовательность". Попытка написать... ничто. Возможно ли это вообще? Легко не написать ничего, сложно ли написать ничто)) Звучит как каламбур, но Лем великолепно разыгрывает очередную острословную комбинацию с любопытными выводами.

Не сказать, что читать это  сборник легко и просто. Местами не совсем понятно во что нас впутывает автор, он же критик, он же написавший все критикуемые книги. Где-то дается легко и весело. В любом случае неординарная, любопытная книга о никогда не существовавших пятнадцати книгах.