Больше рецензий

23 февраля 2024 г. 22:12

351

4 Ада нет, кроме того, что рядом

Прилепин – один из известнейших русских писателей новейшего времени. Лично у меня к нему двоякое отношение. С одной стороны, он достаточно талантлив и неплохо, по современным меркам, пишет, но с другой, его политические взгляды в целом мне далеки. Одно то, что он имел отношение к нацболам уже вызывает непринятие. Но писатель он, безусловно, талантливый. Давно слежу за его творчеством и ознакомился уже с шестью его книгами. К Обители я подступиться боялся, пугал объем двухтомного труда и какое-то предчувствие чего-то мрачного, исходящее от книги. Собственно, опасения были не напрасными – повествование крайне депрессивное. Автор переносит читателя в сталинскую Россию, пожалуй, в самое страшное ее место тех лет – в исправительный трудовой лагерь на Соловецких островах. Как известно, туда советская власть отправляла политических заключенных. Хотя и обычных преступников там хватало.
Описывая свою историю, Прилепин прям смакует описания чудовищных условий быта осужденных. Безусловно, я готов верить, что они были ужасными, но то, что пишет автор — это просто невозможный ад. Отвратительная еда, которой невозможно утолить голод; кровати и одежда, кишащие клопами; холод; каторжный труд; избиения и полное оскотинивание человека. Это место, где кто-то почти что узаконил издевательства над людьми, или, по крайней мере, дозволил оставаться им безнаказанными.
И вот в эти условиях попал вроде бы ничем неприметный человек, такой же, как и другие, но что-то в нем есть особенное, что позволяет ему, насколько это возможно, оставаться человеком. Артем, безусловно, личность противоречивая. С одной стороны, он часто проявляет отвагу, вступаясь за других и рискуя своим здоровьем, попадая в конфликты с блатными, администрацией, прочими заключенными. Можно только удивляться его способности влипать в неприятности и чудесным образом выпутываться из них. А с другой, судьба его пытает не только страданиями, но и соблазнами, перед которыми он не может устоять. ГГ (главному герою) предстоит пройти множество испытаний, в которых трудно сохранить себя и не озлобиться.
Книга читается легко, так как язык автора очень простой, не богатый на причастия, деепричастия и сложные обороты.
Кульминация книги свершается ближе к концу, и читать ее было крайне неприятно. На протяжении, пожалуй, десятков страниц мы будем читать описание пытки холодом и голодом в карцере, и так как люди мы не бездушные и все, в той или иной степени, обладаем эмпатией, то будем страдать вместе с героем и переживать скуку и отвращение. Позже это компенсируется чувством справедливого злорадства, что, впрочем, будет приятно.
Каково же было мое удивление, когда, прочитав интервью с Прилепиным, я выяснил, что большая часть элементов повествования вымышлена, даже та, которая при первом прочтении создает впечатление реалистичности картины: и встреча Прилепина с дочкой начальника лагеря, и отсидка его прадедушки, и дневник главное героини, и даже сама она – все это вымысел. Хотя, безусловно, автор утверждает, что прочитал множество дневников, документов и прочих материалов, касаемых темы романа. Все это заставило пережить меня некоторое разочарование.
Суммируя все вышесказанное не могу сказать, что книга мне доставила много удовольствия, скорее наоборот, пришлось даже пострадать, переживая за героев. Но, если вы не боитесь чернухи или, например, не любите Советский Союз, возможно, вы сочтете эту книгу достойной вашего внимания. Я же испытал передоз негативных эмоции и теперь хочу отдохнуть от мрачной литературы.

Книжный блог "Гегемония текста"