Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2024 г. 18:02

278

4 Carthago delenda est! (с)

Продолжаю блуждать в лабиринтах времени))
Изречение римского сенатора Катона-старшего «Карфаген должен быть разрушен», которое, правда, было сказано гораздо позднее описанных в этой книге событий, для многих является первым, а зачастую и единственным известным упоминанием об этом древнем городе. По сравнению с другими древними цивилизациями, о Карфагене известно значительно меньше, чему сильно способствовали сами древние римляне, разрушив этот Карфаген до основания в одной из Пунических войн и практически лишив современных археологов материалов для изучения. Письменные, то есть римские, источники о нем сообщают лишь точку зрения самих римлян, а как известно, историю пишут победители, поэтому, скорее всего, истина о Карфагене останется для потомков «где-то там…».

Французский классик XIX века Гюстав Флобер, решив обратиться к этой исторической теме, тоже штудировал, помимо прочего, римского Полибия, и Карфаген в его романе предстает перед читателем, как нечто устрашающее. Писатель подробно изучал эпоху по всем доступным источникам, отправился в путешествие по Северной Африке, чтобы в романе появились аутентичные пейзажи, запахи, топография и можно было представить, как в этих локациях будут действовать две противоборствующие армии, создать в романе соответствующий экзотический антураж. И всё же, мне роман кажется скорее фэнтезийным, чем историческим. В нем скрупулезно отражено всё, что касается материальной культуры, а вот в области менталитета и поведения персонажей не сдерживаемый никакими историческими реалиями автор полностью дает волю своему воображению.

Буржуазной морали своих предыдущих книг автор противопоставляет мораль древнюю и дикую, да, в общем-то, и не мораль вовсе, а ее полное отсутствие. После «Мадам Бовари», где он описывал такую отвратительную ему современность, он захотел окунуться в мир, где мерилом страхов, страстей и ненависти персонажей будет только лишь его собственная фантазия. Но и в этом романе с положительными персонажами будет не густо.

Время действия III век до нашей эры, когда только закончилась первая Пуническая война между Римом и Карфагеном. После подписания мира с огромным войском наемников не расплатились сразу, как это было принято, а отправили их получать плату в Карфаген, где они тоже ее не дождались, потому что отцы города и без того сильно потратившись на войну и выплаты по мирному договору, решили сэкономить на этой статье расходов. Если бы они могли предположить в какие расходы введет их эта экономия, то, наверное, история сложилась бы совсем иначе.

Чтобы задобрить эти орды вооруженных воинов, в садах суффета Гамилькара, военачальника, отправившего их в Карфаген, им организовали пиршество, очень подробно и красочно описанное автором. В разгар пира, когда пьяные наемники начинают громить все вокруг, появляется дочь Гамилькара Саламбо, жрица богини Танит (луны), возвышенное, не от мира сего создание. Ее видит один из наемников ливиец Мато и проникается к ней неодолимой страстью. Образы Саламбо и Мато связывает две части романа – военную и романтическую.

Разгромив сады Гамилькара (отца знаменитого военачальника Ганнибала, тоже оставившего свой след в истории), наемники согласились уйти и ждать плату вне города. Но их в очередной раз обманули и началось кровавое восстание, война наемников, одним из предводителей в которой станет тот самый Мато. В романе как раз и отражен этот бурный и жестокий исторический эпизод. Большую часть повествования займут сцены сражений армии наемников и армии вернувшегося в Карфаген Гамилькара, поскольку все остальные военачальники с этим справиться не способны. И весь свой великолепный стилистический арсенал автор направит на изображение чудовищного насилия и жестокости в изображении отвратительных подробностей этих сражений. В сценах разнообразных способов уничтожения себе подобных, расчленений, жертвоприношений и прочего мрака и тлена, Флобер оставляет далеко позади всех современных авторов дарк фэнтези. Любителям мрачного нуара такое, безусловно, понравится.

Что касается «любви между Мато и Саламбо», о которой дружно сообщают все аннотации, то о взаимной любви тут говорить не приходится. Есть страсть и жажда обладания у грубого солдата-наемника Мато и есть страх, ненависть и первое пробуждение чувственности у юной жрицы Луны Саламбо, воспитанной на мистических ритуалах и религиозной любви к богине Танит при полном незнании о существовании плотских отношений между людьми. И у которой при взгляде на вожделеющего ее Мато лишь просыпаются какие-то пока ей непонятные ощущения. Может, развивайся эти отношения далее, при замирении сторон и одобрении ее отца, из этого бы что-нибудь и получилось, но случилось иначе, а циничные жрецы Танит принесли девушку в жертву необходимости вернуть «священную завесу богини», похищенную желающим привлечь к себе ее внимание наемником.

При этом, те несколько сцен, где Саламбо и Мато остаются наедине, являются самыми сильными сценами романа, в описательной части Флобер силен, безусловно.

И всё же, при всем признании литературных достоинств «Саламбо» и почтении ко всемирно известному классику, Флобер совсем не мой автор. Он – мрачный мизантроп, с наслаждением разглядывающий и рисующий темную сторону бытия, в каком бы жанре не писались его книги. И гениально навязывающий это вИдение читателю.

картинка tatianadik

Читаем классику вместе. Литературный турнир "Театральный сезон".
Команда "КЛУЭДО на гастролях" в прежнем составе: Оля Penelopa2 , Наташа thali , Вика SantelliBungeys и Юля Uchilka Дуэль.
Вокруг света с ... Литературным персонажем. Тур №21

Комментарии


Карфаген - город семитский, и как семиты, они вели себя достаточно типично, что и отразил Флобер. Очень реалистично.


Вполне возможно))