Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2024 г. 00:26

962

4.5 Осознание Ханны

Шел как-то обычный немецкий пятнадцатилетний мальчик со школы, почувствовал себя плохо и блеванул. Ну ничего, с кем не бывает? Его заметила женщина, умыла водой, проводила домой. Оказалось мальчик заболел желтухой. Как только Михаэль (мальчик) выздоровел, по совету мамы он решил отблагодарить незнакомку (благо он знал, где женщина живет). Михаэль пришел к Ханне (женщине) с букетом цветов, они поболтали, потом она переоделась при Михаэле (облаченная только в обтягивающую комбинацию, натянула чулки) и они вышли на улицу. Михаэль мучился неделю (чулки!) и решил еще раз сходить к Ханне. Так случилось, что мальчику пришлось в квартире Ханны принять ванну, после чего обнаженная Ханна взяла Михаэля за член и к удовольствию обеих сторон произошел половой акт.

Связь взрослой женщины с малолеткой открывает целое дерево возможностей дальнейшего развития драматического сюжета. Бернхард Шлинк создал прекрасный роман о первой любви, о страсти, о взрослении, об ответственности, об осознании вины и раскаянии.

В центре романа, безусловно, фигура Ханны Шмиц - надзирательницы концлагеря во время Второй Мировой войны. Люди, в массе своей, мало рефлексируют, озабочены зарабатыванием денег, семейными проблемами. Обычный человек старается жить как все в его окружении и не слишком задумывается о том, что происходит вокруг сейчас и что будет в будущем. Ханна - обычный человек, поэтому её добровольное согласие на работу в концлагере не должно вызывать удивление или возмущение, она воспринимала это как обычную работу. Ханна не садист, у нее нет ненависти ни к евреям, ни к нацистам, просто она воспринимает окружающую действительность как данность и живет обычной жизнью гражданского человека.

После войны Ханна не скрывается, живет под своим настоящим именем. Когда она оказывается на скамье подсудимых, она не стремится выгораживать себя, так как искренне не понимает свою вину, ведь она просто работала и действовала по правилам. Показателен следующий диалог в суде между Ханной и судьей.

— Разве вы не знали, что посылаете заключенных на верную смерть?
— Знали, но прибывали новые партии, и надо было освобождать места.
— Стало быть, поскольку вы хотели освободить места, то говорили: вот эту и эту надо отправить назад и уничтожить. Так?
Ханна не поняла, что подразумевал председательствующий, задавая свой вопрос.
— Но я… видите ли… А что бы вы сделали на моем месте?
Ханна задала свой вопрос вполне серьезно. Она действительно не знала, как должна была или как могла поступить тогда иначе, и поэтому хотела услышать от председательствующего, как бы он поступил на ее месте.

В силу своей особенности, Ханна мало интересовалась происходящим вокруг и была замкнута на себе, поэтому не осознавала, что общественные взгляды в Германии резко поменялись. Отсюда ее странное поведение в суде, которое поражает Михаэля, тогда как её товарки всячески изворачиваются, понимая откуда ветер дует, Ханна никак не защищается, не видя в этом необходимости. Она невиновна.

Осознание вины приходит позже, отбывая наказание, Ханна, наконец, смогла увидеть ситуацию с другой стороны и всё поняла. Ханна прочла свой приговор - она виновна.

События в романе излагаются от первого лица, от лица Михаэля. В конце романа он говорит:

Сначала я хотел написать нашу историю, чтобы освободиться от нее. Но когда я задавался этой целью, воспоминания не шли ко мне. Тогда я почувствовал, что наша история ускользает от меня, и понадеялся, что, записывая, сумею удержать ее, однако и это не стимулировало воспоминаний. Несколько лет назад я решил оставить нашу историю в покое. Я заключил с нею мир. И она вернулась ко мне, подробность за подробностью, настолько по-своему цельная и завершенная, что уже не вызывает у меня грусти. А я-то долгое время думал, что это очень печальная история. Нет, и сейчас я отнюдь не нахожу ее счастливой. Главное, что она правдива, поэтому вопрос о том, является она печальной или счастливой, просто теряет смысл.

Но, читая роман, не нужно забывать, что несмотря на большие пересечения сюжета с биографией писателя, это художественное произведение. Описанное в романе, в большей степени вымысел и отождествлять Михаэля Берга и Бернхарда Шлинка не стоит, но всё же это отличная книга.

Бернхарду Шлинку удалось без истерик, надрыва, без тонн псевдофилософских рассуждений рассказать трагичную, но в тоже время светлую историю Ханны и Михаэля.

Игра "KillWish" тур 12 №5