Больше рецензий

30 января 2024 г. 08:41

623

4.5 Еще одна великолепная, но трудная история.

Я знаю, что вы сделаете немедленно после прочтения последней главы книги Таны Френч "Сходство" - переслушаете пролог и начало первой главы, где главная героиня по имени Кэссии (Кассандра!) кратко и туманно рассказывает о своих впечатлениях от операции "Зеркало". В этой книге вообще много тумана - им укрыты и подробности многократно упоминаемой операции "Весталка", и мотивация альтер-эго героини, и причины некоторых поступков самой Кэсси.
С удивлением я узнал, что "Сходство" - это вторая книга из цикла о дублинской полиции, настолько явно в ней проявляются любимые лейтмотивы Таны Френч - тесная группа, связанная реципрокным парохиальным альтруизмом, исследование истоков зла и корней безумия. Пока я хорошенько не осознал это, мне было очень трудно понять, что заставляет Кэсси "спускать в унитаз" свою карьеру, отношения и саму жизнь, совершая иррациональные с точки зрения логики поступки.
Исключительная художественная сила и психологизм позволяют автору ярко описать, как надломленная молодая женщина просто захватывается гравитационным полем "Боярышника" и его обитателей, становится их спутником и неясно, сможет ли она вырваться и продолжить свою жизнь, добиться своих собственных целей.
Еще одна загадка - темная или светлая академия расположилась в "Боярышнике". Несмотря на то, что "Сходство" опубликовано почти за 10 лет до "Словно мы злодеи", поначалу жизнь в "Боярышнике" кажется вариантом счастливого конца группы актеров из книги Рио. А как она соотносится девочками из "Секретного места" Таны Френч, написанном на 6 лет позже? Ведь неслучайно за обоими расследованиями стоит Френк Мэкки!
Что касается детективной составляющей, то она очень кинематографична: в самом начале кажется, что за преступлением могут стоять несколько совершенно не связанных друг с другом мотивов. Автор поддерживает в читателе напряжение, подбрасывая факты то в пользу одного, то другого, но так как большАя часть текста посвящена пребыванию Кэсси в "Боярышнике", кажется, что причина в настоящем, а не прошлом героев. И еще один, чисто сериальный прием, когда мы узнаем кто именно убил, это становится неважно, ведь более значимым является как все герои оказались там где оказались.
Оригинальное название "Likeness" более многозначно, чем русское "Сходство", в нем есть вариант "личина". И мне кажется, что исследование личин, масок, которыми скрывают свои истинные лица герои, в каком-то смысле, прячась от реальной жизни, и есть основная идея произведения.