Больше рецензий

21 января 2024 г. 14:41

60

4.5 Скоро это останется в прошлом. Скоро учебный год закончится. Скоро они найдут Глендауэра, скоро все станут королями. Скоро, скоро.

Неожиданно, где-то после трети прочитанного, я осознал, что читаю третью часть в состоянии постоянной тревоги, не сильной, порой едва уловимой, но незримо присутствующей где-то на задворках моего подсознания. И облегченно вздыхаю в конце каждой главы, когда не произошло ничего слишком уж плохого или непоправимого. Такое ощущение, что кулак неотступно сжимается и ты находишься в этом кулаке вместе с Ганси и Ко. И вот-вот тебя раздавят. Только ты не знаешь когда. Знаешь только, что это точно произойдет.

Что в принципе неудивительно, с каждой новой частью ставки все повышаются, ребята глубже увязают в сверхъестественном болоте, которое уже давно вышло за рамки их воронового круга, затягивая все больше народа и привлекая новых злодеев и охотников за сокровищами. Беспокойство также произрастает из постоянного напоминания, что «время проходит и его уже не вернуть. Что оно истекает и стремится к концу». А нам не нужно лишний раз напоминать о нехватке времени, мы прекрасно помним, у кого его немного.

Герои продолжают стабильно развиваться, и если в прошлый раз мне не хватило Блу, то тут ее было сполна. Рушатся ее мечты насчет желаемого колледжа, словно с особой злорадностью добавляясь ко всему остальному, чего она не может иметь. У нее под носом буквально каждый день происходит невозможное и волшебное, магическое и непостижимое, но в то же время для нее остается невозможным поступить в колледж, который хочет, или поцеловать мальчика, которого хочет.

Весь мир и естество Блу Сарджент окутывает неопределенность. Буквально во всем - скоро воронята, которых она любит каждого по-своему, но одинаково сильно, обязательно разъедутся по своим крутым колледжам, позабыв ее в пыльной Генриетте, как уверенно твердит ей Орла, а внутренний голосок предательски соглашается с такой возможностью; ее мать пропала и совсем неясно, стоит ли ее искать или она предпочитает оставаться пропавшей, был ли это ее изначальный план или что-то пошло не так и она в беде; она злится на Мору, потому что та ее оставила, а еще переживает и очень боится, что не увидит ее вновь, а еще очень обижена и возмущена - и все эти эмоции перемешиваются и борются друг с другом за первенство; и вдобавок к этому кипящие, бурлящие, с каждым днем все больше укрепляющиеся чувства к Ганси, с которыми тоже непонятно что делать, а делать что-то очень хочется - взглянуть, вдохнуть, прикоснуться - но к чему в итоге все это может привести? Ведь это будет несправедливо и некрасиво по отношению к Адаму. А еще Ганси ждет все его блестящее, невероятное, полное открытий и приключений и новых возможностей будущее, такое отличное от провинциально скучного и обычного будущего Блу. Если он, конечно, сумеет пережить этот год. И стоит или нет Блу рассказать о своем видении и списке будущих покойников? Заранее предостеречь или попытаться спасти самостоятельно, или вообще не влезать и надеяться на лучшее, или… Что ей делать? Столько дорог, столько тропинок, столько ответвлений, столько ответственности - как ей выбрать? На что ориентироваться? На свое сердце, на свою рассудительность, на интуицию, на судьбу? Взбунтоваться или плыть по течению? Бороться или сдаться? Выбрать что попроще или вырвать зубами желаемое?

Старина Ганси же осознает, что он настолько растворился в своей одержимости Глэндауэром, что уже не имеет представления, кем является без вечной тени валлийского правителя, торжественно висящей над всем его существованием. Помимо этого, он как мантру повторяет «мы не поссоримся» и старается избегать любых мельчайших конфронтаций с Пэрришем, лишь бы только не поругаться с ним, лишь бы только не спровоцировать, заметая все их скапливающиеся личные проблемы под ковер. А еще он отчаянно начинает теряться в своей любви к Джейн, «чувствуя муки совести, удовольствие, безумие и полную власть над собой».

В начале книги осязаемо проскальзывает линия одиночества - Адам одиноко несет бремя помощи Кабесуотеру, Ронан одиноко пытается этот Кабесуотер перенести в Амбары, Блу в полном доме людей одиноко живет без мамы, Ной продолжает одиноко существовать на периферии воронят, Ганси и Блу одиноко друг без друга, что они нарушают свои же обещания, касаясь и созваниваясь, урывая короткие запретные моменты того, что у них могло бы быть, если бы не сложившиеся обстоятельства.

Но помимо этого также на страницах книги медленно, но упорно, настойчиво, подобно одуванчику в трещине асфальта, произрастает доверие.

Ронан учится доверять и делиться и получается у него заметно лучше, чем у Ганси. Потому что он пробует, старается, хоть ему и сложно, и страшно, и невыносимо, и больно, но он учится разделять свою ношу и впускать других в свои секреты. А мы знаем, как ревностно и серьезно Ронан относится к своим секретам и тайнам - не каждому позволено их услышать, не каждому позволено их увидеть, не говоря о том, чтоб прикоснуться. Но Линч (о, боги!) «небрежно» (ага, так и поверили, мальчик-змея) делится с Адамом и даже также «небрежно» просит о помощи - это красноречивее всего говорит о том, что Ронан меняется, хоть сам он этого ни за что не признает.

Адам тоже учится доверять. А также принимать помощь. И получается у него даже лучше Ронана. Пэрришу наконец-то удается сбросить пелену гордости и инаковости со своих глаз и увидеть то, что было перед его носом все это время - «непоколебимую дружбу», а не простую благотворительность. И после этого рушатся все преграды, что он выстроил между собой и своими друзьями.

«Но она не понимала, что Блу и «воронята» все были влюблены друг в друга. Она ничуть не меньше была помешана на них, чем они на ней и друг на друге. Они анализировали каждый разговор и каждый жест, превращали каждую шутку в долгоиграющий прикол, проводили вместе каждую минуту, ну или думали о том, когда наконец встретятся. Блу прекрасно сознавала, что дружба может быть не настолько всепоглощающей, ослепляющей, оглушающей, сводящей с ума, возбуждающей. Просто теперь, когда у нее была именно такая дружба, она не хотела иной».

И я не устану наблюдать, как абсурд в этом цикле отлично сочетается с магией и повседневностью - мир, в котором происходят судебные слушания, школьные уроки, сновидец может достать что угодно из своего сна, мертвый мальчик может веселиться со своими друзьями, а наемный убийца накормить девочку бутербродом с тунцом (самым лучшим в городе!) и даже не плюнуть в него. И все эти несочетаемые моменты так превосходно сочетаются и складываются в причудливую, но прекрасную в своей диковинной красоте мозаику.

4,5 голубых лилий, лилий голубых из 5.

PS: Меня очень умиляет как Кабесуотер из книги в книгу фангерлит по Ронану Линчу.

Чарльз Буковски