Больше рецензий

25 декабря 2023 г. 19:36

331

3

«Хижине дяди Тома» приписывают многие достижения: от влияния на общественное мнение до развязывания гражданской войны в Америке. Автор книги высказывает смелую для 1855 года мысль о том, что негры тоже люди. В 2023 году тема рабства кажется несколько избыточной. Вряд ли среди ваших друзей найдутся неироничные сторонники рабовладения. А вот у кого-то из современников автора после прочтения действительно могло поменяться мнение по этому вопросу. Но что можно сказать о самой книге, отбросив в сторону ее социально-политическое значение?

Должна сказать, что к чтению я приступила с некоторым скепсисом. Я ждала, что из меня будут выжимать слезы и мои ожидания оправдались. Книга вызывает много эмоций и мало желания размышлять. О том насколько достоверно освещена здесь тема рабства мы можем только догадываться. Очевидно, автор не ставила перед собой задачу реалистично описать окружающий мир. Она пыталась, манипулируя эмоциями читателей, склонить их в сторону своей политической позиции. Прочитанное невозможно трактовать двусмысленно. Рабство — это зло, которое должно исчезнуть с лица земли. Будь у книги какая-нибудь другая тема, такая ультимативность меня бы разочаровала. Но поскольку наше с автором мнение по обсуждаемому вопросу совпадает, на некоторые моменты я могу закрыть глаза.

Все персонажи здесь черно-белые (в данном случае это выражение приобретает забавную двусмысленность), либо почти святые, либо беспросветные негодяи. На общем фоне несколько выделяется персонаж Огюстена Сен-Клера. Он относиться к группе почти святых, но в нем все же есть некоторая глубина. Все свои рассуждения о проблемах и перспективах рабовладельческого строя автор вложила именно в этого героя. Например, Сен-Клера волнует тема отношения к неграм в северных штатах, он разоблачает противоречивость взглядов северянки мисс Офелии. Она считает рабство злом, а себя аболиционистской. При этом сами негры ей противны. Ее приводит в ужас тот факт, что Ева целует черных слуг. Она бы предпочла выслать всех негров обратно в Африку и чтобы ими там занимались миссионеры.

Главный герой Том - послушный набожный негр, из тех что всегда подставляют вторую щеку. В 21 веке таки ценности не в чести, а сам Том кажется карикатурным и весьма неправдоподобным товарищем. Но следует учитывать, что сама автор была глубоко религиозной женщиной. И тот факт, что дядя Том придерживается заветов Христа лучше, чем любой белый в этой книге - это для нее наилучшее доказательство того, что негры не могут принадлежать к низшей расе. Рабы, которые сбегают от хозяев и жаждут свободы ничего не значат, а Том значит. Он несомненно находиться на вершине духовного развития. Его моральное превосходство над белыми очевидно. Вспомните того же мистера Шелби, который боится посмотреть своему негру в глаза после того как продал его.

Я не могу понять, зачем называть двух персонажей Томом, тем более учитывая тот факт, что один из них главный герой. Автор не знает других имен или это что-то значит? Может быть Том Локкер задумывался как антипод дяди Тома? Конченный безбожник в противоположность святому мученику. Но это не единственное «совпадение», в книге также два Джорджа. Один раб, другой хозяин. Автор специально называет белых и черных одинаковыми именами, имея ввиду, что между ними нет никакой разницы?

Читая чужие рецензии на эту книгу я неожиданно столкнулась с обвинениями автора в расизме. И действительно что-то в этом есть. Обратите внимание, что самые умные и свободолюбивые рабы в этой книге— это мулаты-квартероны, которые от белых почти не отличаются: Джордж, Элиза, Касси, Эммелина... Обычные негры, не являющиеся плодом кровосмешения, даже не думают о побеге. А самый стереотипный из них — это Черный Сэм, который слишком черен даже по меркам своей расы. Хвастун, болтун, дурачок и подхалим, стремящийся во всем угождать хозяевам.

Итого: неплохая книжка на один раз, но очевидно, что своей популярностью она обязана времени и месту написания, а также последующей победе северян в гражданской войне, а вовсе не своим литературным достоинствам.