Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

21 ноября 2023 г. 10:34

480

3.5

Главным героем (точнее – антигероем) романа становится Людвиг Штирнер, некогда многообещающий молодой ученый,  ныне служащий банка. Но научные изыскания Штирнер не оставил и однажды изобретает удивительный прибор – мыслеизлучатель. Сначала эксперименты Штирнер ставит на собаках, но быстро переключается на людей, преследуя собственные корыстные цели (хотя, надо отдать должное, первоначально им двигал лишь научный интерес, желание усовершенствовать свое изобретение). Но высказанное в шутку желание править всем миром и быть способным контролировать любого человека очень быстро претворяется в реальность. Движет Штирнером две потребности: потребность во власти и в любви. Вот только Эльза Глюк взаимностью ему не отвечает, она влюблена в сослуживца Штирнера, Отто Зауэра. И здесь недаром в самом тексте романа возникает отсылка к "Трильби" Джорджа Дюморье: Штирнер, подобно Свенгали, гипнотизируещему Трильби, подчиняет своей воле Эльзу, искусственно вызывая в ней любовь. Его безраздельное господство над миром длится несколько лет, но в конечном итоге власть и одиночество оказываются неподъемной ношей, практически сводя Штирнера с ума.

Итак, роман – любопытный инвариант излюбленной темы советской фантастики: подчинить науку интересам человечества. Штирнер у нас злой гений, против тирании которого в итоге ополчился весь мир, но в финале романа Качинский сумел использовать мыслеизлучатель во благо – и вот перед нами утопия, где люди могут общаться по всему земному шару напрямую, где больше нет преступников и преступлений. От такого блага, правда, морозцем по коже пробирает, так как тема контроля над разумом достаточно тревожная. На мой вкус роман слегка неоднороден: бодрая завязка, сконструированная практически по законам триллера, сменяется слегка унылой серединой – противостоянием Штирнеру, а разрешается утопически-идиллически (с ноткой стокгольмского синдрома специально для Эльзы). Текст оказывается где-то чересчур наивен, где-то жесток, но в то же время пробирает от неожиданного предвидения грядущего фашистского режима с его идеей господства над миром.

Резюмируя: крепкий образчик ранней советской фантастики, есть в тексте и фактурные образы, и действительно любопытная завязка, но текст показался слишком сухим и местами скучно-нагнетающим, поэтому большого впечатления роман не произвел.