Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

13 октября 2023 г. 23:36

825

3.5 Жизнь как её нет

Роман "Превратности любви" оставил двойственное впечатление: возвышенный, лёгкий стиль и бытовая, будничная тема брака. Так видимо автор желал воспарить над обыденностью и одновременно проникнуть в тайные глубины человеческой души. Получилось, на мой взгляд, слишком гладкое скольжение, всё исправлено и подретушировано, даже такие страсти как ревность. Желание возвысить отношения путём исключительного обращения на "вы" любящих людей, словно это супруги из восемнадцатого века, а не начала двадцатого, к сожалению, только вызывало недоумение и раздражение. И ещё отдаляло от любви. Я начинала сомневаться, по любви ли вступили герои в брак, как уверял меня автор.
Это не значит, что роман не цепляет. Напротив, очень живо переживаются чувства героев, изгибы их отношений. Из романа можно составить цитатник на все случаи жизни, но в то же время, многое оказывается за кадром, словно герои живут вне времени, хотя в романе указаны некоторые исторические события, определяющие эпоху.
Может быть так и было задумано Моруа? Две части в романе, две женщины, две семьи, два брака, две смерти...
Меня поразила история, из которой родился роман. В своих воспоминаниях Моруа писал:

С одним из моих приятелей в Марокко случился сердечный приступ, и он упал в обморок, врач же без обиняков заявил, что жить ему осталось несколько часов. Придя в себя, обреченный собрал своих близких и сказал, что хочет остаться в их памяти таким, каким был на самом деле, после чего приступил к длинной публичной исповеди, как в русских романах. Волнение. Слезы. Прощание. И наконец, ожидание скорой смерти. Но смерть так и не наступила, а несчастный остался жить в окружении друзей, знавших о нем всю подноготную и не верящих больше в легенду, которую он создавал о себе всю жизнь. Я назвал эту историю «Марокканская ночь, или Смерть и воскресение Филиппа».

Роман производит впечатление последней исповеди. (Поэтому мне сложно было оценить роман. Моя оценка ничего не говорит о "качестве" романа, просто мои впечатления и даже настроение после прочитанного.)
Так как в романе две части, то и исповеди две. Ощущение, что герою пришлось дважды умереть.
Части романа названы именами любимых женщин, двух жён Филиппа Марсена: Одилия и Изабелла.
Моя балетная душа тут же попыталась в чертах Одили увидеть чёрного лебедя, коварную красавицу Одиллию. Но нет. Одиль чудная, красивая, утонченная, изысканная, тонко чувствующая, непосредственная. И просто красавица и ангел. Она летает в любви. Не терпит несвободы. Клетка, в которую пытались поместить её Марсена не для неё. Она бы улетела, куда угодно от них. Это они виноваты в том, что произошло. Моруа тоже её сковал своим ажурным цитатным слогом, красивым, но сухим языком, не раскрыв всю полноту её трагедии.
Изабелле в браке, на первый взгляд кажется, досталась одна лишь боль. Надо сказать, что и в родительской семье она не была счастливым ребёнком. Но и это обманчиво. Изабелла оказывается настолько стойким оловянным солдатиком, самодостаточной личностью, что несёт с гордо поднятой хорошенькой головкой все унижения, которые на неё выпали. (Честно?.. Изабелла бесит своей правильностью и покорностью.) Письмо от Филиппа с тем, что ему в Изабелле нравится и не нравится унизительно, хотя ей письмо польстило, безусловно. У меня даже была мысль написать рецензию ответом на это письмо, ответом автору, что мне нравится и что не нравится в его Превратностях любви, но отказалась от этой мысли.
В романе намного больше женских имен, которые грезились Филиппу Марсена во сне и наяву. Можно было бы его пожалеть, но зачем? Разве любовь сама по себе уже не награда герою, кто отваживается на неё?
Хочется ещё несколько слов написать об экранизации романа, фильме "Времена любви", снятого Каролин Юппер в 2012 году. Снято по мотивам. Есть своё обаяние в фильме. Фильм эластичней романа, он живёт самостоятельной жизнью, там свои образы, своеобразное прочтение романа.
Изабелла совершенно другая. Это смешанный образ сестры Ренэ и Изабеллы.
Мне понравилось, как дополнили образ Одилии. Она ожила в фильме и, что интересно, мои мысли о случившейся трагедии, словно услышали и воплотили в фильме. Так как фильм снят раньше, значит, не только я подумала о том, что невозможность родить ребенка была трагедией не только для семьи Марсена, но и в первую очередь для Одилии.
картинка AntesdelAmanecer Кадр из фильма Времена любви, Франция (ТВ, 2012)